А у нас школа кузнецов! А у Вас?

2 года ago Дарья Гордеева 0
img_3344
Союз Железный век

 Основные направления работы: художественная ручная ковка, литье, керамика, резьба по кости, художественная обработка кожи, резьба по камню.  Подробнее здесь

Как давно Вы занимаетесь своим творчеством? Почему решили этим заняться?

Геннадий Петрович, руководитель «Железный век»: «Кузнецом я стал, благодаря моему отцу. Для того, чтобы воспитать из меня достойного гражданина, а не хулигана, меня отвезли к старому мастеру в г. Златоуст и передали на воспитание кузнецу Андрею Андреевичу Постникову. Он преподавал традиционное ремесло со всеми принятыми обрядами и обычаями. На потоке училось 40 человек, а вышло 9 – мы друг друга все знаем. Таким образом, с мастерами других цехов России поддерживаем контакт.

img_3118-mobile

Сравнительно недавно я и мои единомышленники создали Союз Железный век. Всех нас объединяет любовь к истории, все, что связано с  археологией, мы занимаемся реконструкцией и реставрацией. В нашей коллекции много старинных вещей: видите, новгородский клинок отреставрированный, ручку я воссоздал по отпечатку в глине. Мало кто знает, это первый и единственный образец  булатной стали в Cибири.

img_3341

Татьяна Калашников, мастер по керамике: Булатная сталь она сама по себе очень дорогая и редкая, а это еще и археологически ценна. Такого рода клинки были приняты в Новгороде в 5 веке.

Геннадий Петрович:  Многие вещи мне приносят господа археологи. Вот шпага драгунская 1894 г.  была найдена в Мясном бору на немецких позициях. Долина смерти – котел 2-й ударной армии.

img_3361

Татьяна Калашникова: У Геннадия Петровича очень мало новоделов. Старинный инструмент в своей работе использует.

Геннадий Петрович: У меня сверленый станок есть 1901 г.. Сейчас мало кто занимается ручной художественной ковкой, потому что это тяжело и мало производительно. Нам же интересны архетипичные работы. Я занимаюсь непосредственно кузнечным ремеслом — это и художественная ковка, и ковка клинкового оружия, дамасская сталь.

12806020_1569329476727250_6042454117305065008_n

Степан Вергасов, мастер по литью: Я этим занимаюсь 2-й год, сам пришел учиться к Геннадию Петровичу. И хотя у меня есть основная работа, теперь без этого не могу себя видеть. Каждый из нас погружен в ремесло другого мастера. Цикличность у нас строго развита. Многие работы мы комбинируем. Если соединить ковку, литье, получаются очень интересные вещи.

Геннадий Петрович: Мы заполняем профессиональный рынок инструментов: топоры и тесла, честно скажу, моими топорами можно гвозди затачивать. Интерес у профессионалов к хорошему инструменту высокий и «Железный век» его обеспечивает. У каждого мастера свой почерк, литье. Вот эти  кольчуги я сделал в технике сарамасского плетения (4 в одно кольцо сведенные).

img_3347

Как у Вас рождаются идеи, может, с этим связаны какие-то интересные жизненные истории?

Геннадий Петрович: Есть поговорка: «Кузнец и шаман — яйца из одного гнезда». Мы черпаем вдохновение из источника – все эти легенды, мифы, сказки, байки. Я, к примеру, когда делаю работы, своим заказчикам плету науз – узелок на память.  Мой наставник меня  учил всему: от обрядовой части кузницы до обрядовой части жизни. В Сибири очень много мест силы.  Жители Томска и Томской области крайне мало знают, что является брендом Томской области — Кулайское литье. Все видят сейчас стилизацию под кулайское литье. Мы же не один час посвятили изучению археологических данных, походам по Кулайке, личному знакомству с кураторами музеев. Реставрацией мы серьезно занимаемся.

Медведь, обнимающий душу шамана.
Медведь, обнимающий душу шамана.

Что сейчас в планах?

Геннадий Петрович: Провести полномасштабную выставку «Родом из Сибири». Мы уже создали собственную выставку «Истоки».  Это заслуга Татьяны Калашниковой.

yrm1mdl3vxo-mobile

Татьяна Калашникова: «Истоки» — не просто экспозиция, разделенная на эпохи. Мы представили тему двух начал – мужского и женского и тему  войны и мира.  Сделали декорации по всем правилам эпохи палеолита. Изначально сделали выставку в Чаинском районе в селе Подгорное, откуда я родом. Идея «Истоков» у меня с детства зрела. Еще мои бабушка и дедушка на Кулайке жили.

Весть об «Истоках» быстро разнеслась по всей Томской области. В итоге мы выставку свозили еще в Первомайский и Асиновский районы. Сейчас краеведческий музей г. Омска предложил нам провести «Истоки» в их музее и приурочить выставку к юбилею  города.

Геннадий Петрович: Также в планах развитие учебного центра. В Академии РАЗУМ я 2 года преподаю кузнечное мастерство. На базе Академии у нас будет собственный факультет  «Железный век». Для  этой цели даже кузню построили по моим чертежам и тем техническим требованиям, которые я обозначил. А горн мы сложили сами, т.к. нужно было провести обрядовую часть при разжигании горна.

img_3115

Кто является Вашими учениками?

Академия выпускает профессиональных кузнецов. Ученики приезжают не только со всей страны. но и из-за рубежа – немцы, финны. Этой весной у меня учились австрийцы. Одному из них больше всего понравилось отжиматься и подпрыгивать.

Дисциплина?

А как же! Кузнец должен быть сухим. Толстый кузнец – это не кузнец! Температура в кузне порядка 900 градусов и он может угореть махом — инсульт ему гарантирован. Кузнечное ремесло – не просто специальность. Это образ жизни, все подчинено определенным циклам в производстве. Почему в кузнице окон нет, почему свет такой тусклый… Температура в горне 4000 градусов и так ослепнуть можно при несоблюдении правил. Любое ремесло, в него погрузиться надо. Ученики приезжают и живут со мной здесь. Как и боевой устав, правила поведения в кузнице написаны потом и кровью. Помимо того наши ученики должны иметь желание расти и развиваться особенно в историко-этнографичекой области. Только задумайтесь, железо существовало много периодов жизни человека. Сейчас железный век – век воина, жизнь человека равна жизни железа в земле. Все мы в землю уходим. Как правило, 100 лет. Цикличность. Все очень символично. Важно не забывать свои корни.

oexoiquix4w

Поделиться:

FacebookVkontakteOdnoklassniki