28 февраля 2019 г. в Московском доме национальностей состоялась конференция «Эпоха Василия III в укреплении российской государственности».

В русской культурной памяти великий князь Московский и всея Руси Василий III (1479–1533) остается в тени своего великого отца, Ивана III, и сына, Ивана Грозного. Однако время правления Василия Ивановича (1505–1533) занимает особое место в истории России.  В этот период Московское государство уверенно заявило о себе на европейской арене. При Василии III наступил коренной перелом в отношениях России с Западом. До первой трети XVI в. Европа в лице Священной Римской империи рассматривала Россию как свой колониальный проект и активно пыталась включить ее в западный мир через католическую унию и пожалование Василию III титула короля из рук императора Священной Римской империи и римского папы. Однако русский монарх отверг такой «европейский выбор», что сделало его правление поворотным в отношениях России и Европы.

Именно Василию III было адресовано знаменитое послание старца Филофея, положившее начало концепции «Москва – Третий Рим». Одним из важных церковных событий правления Василия III было  отстаивание права Русской Церкви на автокефалию.

Приглашенные участники конференции — представители научного и музейного сообщества, историки, краеведы, искусствоведы, архитекторы, эксперты по военной истории, иконописи, патриотических организаций и православное духовенство встретились для обсуждения данной темы, способствующей сохранению исторической памяти как связи поколений для духовного и патриотического воспитания подрастающих поколений.

Владимир Немыченков, ответственный секретарь Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН, член нашей группы #pravoslavie_artcluster выступил с докладом «Исторический контекст создания и традиция почитания надвратного образа Спаса Смоленского».

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС

Надвратный образ «Спас Смоленский» на Спасской башне Кремля как церковно-государственный памятник истории и искусства:

Спас Смоленский_4(XXI в.,литье, цв. эмаль)

– связь с событиями 1514 г. (Смоленское взятие) и 1521 г. (спасение Москвы от крымского набега);
– церковно-государственное значение надвратного образа «Спаса Смоленского» на Руси,
– почитание образа Спаса Смоленского в XVI–XX вв. (ежегодное празднование, молебны, часовни, списки, литые образки).
– возможные протографы («императорский» Спас Халкитис и др.), время создания, влияние на русскую иконографию («Христос с припадающими» и др.).

Обретение надвратных икон Московского Кремля в современной России:
– инициатива православной общественности по исследованию киотов Спасской и Никольской башен Кремля;
– раскрытие киотов и реставрация обретенных святынь: образа Спаса Смоленского и свт. Николая Мирликийского.

Образ Спаса до реставрации

 

реставратор С.В. Филатов за работой на Спасской башне
Спас Смоленский надвратный образ

Запечатленная память: обетное и иное церковное строительство:

  • Храм Спаса Смоленского на рву (1514 г.)
  • Новодевичий монастырь как некрополь Смоленской победы (1525)
  • Спасская часовня Китай-города у Москворецких ворот
  • часовни у Фроловских (Спасских) ворот Московского кремля.

Русь как преемница Византии:

  • роль Софьи Палеолог как проводника византийского влияния в Кремле,
  • византийское культурное наследие в музеях Московского Кремля,
  • послания старца Филофея Василию III. Возникновение концепции «Москва третий Рим».

Организаторами конференции выступили
– Центр поддержки, сохранения и развития традиционных ценностей и патрио-тического воспитания «Славься, Отечество!»,
– ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей»,
– Подворье Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье
при участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносо-ва, РУДН, МПГУ, ПСТГУ и др. научных и образовательных учреждений России.

По итогам конференции планируется выпуск сборника научных докладов.

Поделиться:

FacebookVkontakteOdnoklassniki


Дарья Гордеева
daria_gordeeva@mail.ru