0 0
Read Time:5 Minute, 0 Second

Юный корреспондент из Алтайского края Ксения Головина взяла интервью у создателя музея этнографии и народного творчества в селе Красный партизан Чарышского района Александра Головина.

– В Вашем музее я вижу много музыкальных инструментов. Вы на них играете?

Александр Головин: Играю, посмотри, какая интересная гармонь, она старинная. В прежние времена жители Алтайского края работали с утра и до ночи, кто-то в колхозах, а кто-то уходил на заработки в артель, мыли золото , рыли шульфы, даже мы застали времена, когда начинается пора сенокоса, то возвращаешься без сил, и если у кого-то в руках оказывалась гармонь, то всю усталость как рукой снимало, как будто и не напрягался весь день, становилось легче на душе.

Получается, гармошка – это веселый инструмент?

Александр Головин: И правда, у гармони есть такой секрет:у нее строй у любой гармони радостный, он играет и сразу радостно на душе. Вот, если гитара заиграет какая-нибудь акустическая у костра, нельзя же сказать, что это веселый инструмент, под гитару звучат песни лирические, бардовские песни.

А как Вы сами научились играть?

Александр Головин: У моего отца была гармонь синего цвета, он ее сам покрасил, и я её брал и играл, так научился играть. Ксюша, а знаешь, чем отличается старинная гармонь от современной? На ней есть кованные уголки. Вот посмотри какие. У меня еще есть целая коллекция гармоней. И я тебе сегодня все покажу. К примеру, у нас в селе есть мастер Максим Анатольевич Гладких, он смог выдолбить из кедра настоящую скрипку, состоящую из трех струн вместо классически четырех.

Или вот эта гармонь из Германии, попала к нам в село с Воронежского фронта как трофей военный.

А на других инструментах Вы тоже умеете играть?!

Александр Головин: Конечно! Мы даже вместе с тобой сыграем! Хочешь научиться?

Очень хочу!!!

Спасибо, что разрешили поиграть на ложках. Интересно, а у Вас есть ученики?

Александр Головин: Конечно, Ксюша. Я веду младшую и старшую группы детского ансамбля “Канареечка”. В общей сложности 12 человек у меня сейчас обучаются. В этом году мы не можем проводить занятия до сентября. Хотя обычно дети, которые у меня занимаются, ходят ко мне на занятия регулярно, умеют играть на всех инструментах, а также поют, танцуют.

Для того, чтобы играть в “Канареечке” нужно ли проходить специальный отбор?

Александр Головин: Я со всеми знимаюсь, кто хочет. В нашем селе 1,5 тысячи человек и детей не так уж много, если желание у ребенка появляется, я учу всех. Детям просто петь и петь скучно, поэтому я придумал, мы идем с ними в зал и начинаем прыгать через веревочку. В процессе игры и петь интереснее.

“Канареечка” ездит на гастроли?

Александр Головин: Направление нашего коллектива не гастрольное, бывают, конечно, выступления, но коллектив наш не сценический. Есть стилизованные коллективы, они ориентированы выступать при Домах культуры, а фольклорные отличаются от клубных тем, что они изучают углубленно наши алтайские традиции, не только поют и танцуют, но и занимаются ремеслами традиционными.

В этих краях жили староверы. Есть исследователь Ю.С.Булыгин и он написал книгу «Первые поселенцы на Алтае», по его словам, в селе Чечуриха жили первые переселенцы, все они были старообрядцы, которые уехали из-за церковной реформы из центральной части России, бежали и укрылись в горах Алтая. В царские времена во время раскола очень сильно разделилось общество на нововерцов – тех, которые крестятся щепотью, и староверов. Для наших предков двоеперстие было очень важно и символично.

Двое моих дальних родственников, представленных на этой фотографии Полухерия Анисимовна и Аксентий Емельянович, фамилия Головины, село Коргон. Это моей троюродной сестры свекор и свекровь. Они как раз из старинного села Чечуриха.

В вашем музее хранятся старинные предметы?

Александр Головин: Да, и все эти предметы быта принесли мне жители нашего села. К примеру, вот эти старинные наличники с розеточкой вверху (это символ солнца означал) – их сняли, да принесли. Дом брошенный.

Правда, есть в нашем музее и новодел. Настоящая кольчуга! Мы ее сами изготовили. Ксюша, хочешь примерить?

Очень хочу!!! 

Ксюша: Спасибо. Мне понравилась кольчуга! А еще я увидела у Вас вот эти камни. Вы их нашли на горе?

Александр Головин – Да, я их нашел на горе. Самоцвет, когда его шлифуешь, начинает переливаться разными цветами. Вот этот камень порфир, темно-бордовый, кстати, порфир и яшма – это родственные камни. А это кварц. Здесь у нас есть еще и золото. Вот кварц – это спутник золота. У нас везде золото, оно у нас не самородками, а пылью песчинкой мелкой-мелкой. Мой отец Валентин Артемьевич Головин работал на золотых приисках в детстве, и была норма на взрослого 3 грамма в день, а на ребенка один грамм. У нас по реке Коргон шурфы остались еще с советских времен. Когда мыли золото, шурфы рыли глубиной до 10 метров, оттуда доставали руду и ее промывали. Потом закрыли этот поселок, а шурфы осыпались, прямо в лесу такая яма рукотворная. Еще в наших краях на устье реки Белой был женский Сиблаг, там не было колючей проволоки, все женщины были расконвоированы, потому что куда бежать? Побежишь – погибнешь в горах. У них была одна единственная поисковая собака овчарка-поводырь. Женщины трудились здесь на маслозаводе, делали сыр и масло. Вот такая у этих мест история.

Для справки:

Александр Головин родился в Чарышском районе в селе Красный Партизан. Как говорится: «Где родился, там и пригодился». Всю жизнь посвятил тому, чтобы село Чарышское Алтайского края стало известным в России. Мультиинструменталист, играет на всех музыкальных инструментах – экспонатах своего музея. Руководит детским фольклорным ансамблем “Канареечка”. Возглавляет Чарышский районный Народный Дом русской традиционной культуры. 39 лет проработал в культурно-просвеительском направлении и музыкальной школе. Помогает людям вспомнить свои корни. Считает, что через изучение фольклора включается родовая память.

Александр, а Вы один в этом музее работаете?

Александр Головин: Ксюша, мне помогает мой сын Евгений со снохой Тамарой, оба получили образование по культурно-просветительскому направлению, как и я.

Тамара Головина углубленно изучала этнохудожественное творчество, а Евгений Головин – резчик по дереву и к тому же ведет секцию по скалолазанию. В нашем селе Чарыш живут мастера на все руки. Талантливые, музыкальные и гостеприимные!





Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Поделиться:


Дарья Гордеева
daria_gordeeva@mail.ru