Основатель проекта «ЭТНОКНИГА» Михаил Косенков, как сам он говорит, давно уже «свой человек» в фольклорной тусовке во всех регионах России и странах СНГ.
Михаил, расскажите, пожалуйста, о проекте «ЭТНОКНИГА »
Михаил Косенков: Проекту «ЭТНОКНИГА» уже более 20 лет. В 1990-х гг. я просто помогал группе энтузиастов, которые ездили в экспедиции по стране и собирали информацию по деревням Смоленским, Брянским, Архангельским и другим. Мы ездили от Российской академии музыки имени Гнесиных под руководством Натальи Артемовой и нас, естественно, интересовало все, что связано с народным пением.
А самим пением я заинтересовался еще в конце 80-х, учась в Институте. По образованию я инженер-технолог по двигателям летательных аппаратов (жидкостные реактивные двигатели). И к фольклору никакого отношения не имел. Но во время учебы был активистом и входил в общество охраны памятников. Было такое общественное движение добровольных помощников реставраторов, которое объединило вокруг себя неравнодушных людей по сохранению культурных ценностей. Всероссийское Общество памятников Истории и Культуры – ВООПиКВ в 1980-90-х гг. проводил встречи с интересными писателями, нам показывали тематические фильмы, добровольные помощники возродили празднование Масленицы, как в старину. В один из таких праздников я приехал в Подмосковье на народные гулянья, которые традиционно сопровождались песнями и плясками. Тогда я впервые услышал, как поет ансамбль Андрея Сергеевича Кабанова.
Впервые за всю мою жизнь я услышал настоящую народную песню, подлинную, без обработки, как раньше пели в деревнях. И у меня сразу промелькнула мысль, ведь это целая культура, она отличается от современной городской, т.к. выросла естественным образом на земле.
Песня, как часть обряда, часть жизни наших предков. В наше время только страообрядцы сохранили такой духовный стих, у них у единственных остался целостный подход к сохранению народной культуры.
Я стал ходить к Кабанову на пение, у меня была установка «я не умею петь», а он сказал: «Приходи! Любой человек может петь». Просто надо избавиться от ограничений. Мы сами себя сдерживаем, своим страхом. Другой подход должен быть – петь свободно, всем животом, всем телом. Меня это открытие, конечно, очень поразило, я в этом увидел большую глубину.
Народная культура существует совсем на других принципах. Здесь каждый человек творец( а не потребитель) и лично принимает участие в празднике, песне, танце и люди все вместе творят праздник и обряд. Нет разделения на артистов и потребителей их творчества. Нет сцены и пение, праздник есть сама жизнь, её неотъемлемая и составная часть. Праздник видится не как развлечение, а как необходимая часть жизни. Обряд как творение и исполнение должного и каждый в нём участник, вносит свой вклад. Это противоположно обществу потребления, в котором мы сейчас живем.
Так я увлекся пением и параллельно стал изучать глубже этот вопрос, вступил в Российский Фольклорный союз и стал им помогать в распространении книг по данной теме. Сначала относился к этому, как волонтерству, но постепенно это стало делом моей жизни.
Как Вы это делаете? Как происходит сам процесс?
Михаил Косенков: Кода ты сам ездишь в экспедиции – записываешь песни, общаешься с бабушками, смотришь – она еле ходит, а когда начинает петь, то такая мощь включается! Я не мог представить, что такое существует, что оно сохранилось, люди запевают и на глазах преображаются!
Но конечно в нашем мире, в нашем обществе это пока не понято. Если кто-то сейчас запоет хоть в городе, хоть даже в деревне, люди решат, что это пьяные. Молодежь снисходительно посмотрит. Сейчас это выбивается из современного мира, окружающих пугает.
Может быть, оттого что люди не приучены к этому с детства? Я слушала лекцию по фольклору в одном Университете, и лектор верно подметил тот факт, что молодые мамы перестали петь колыбельные своим детям.
Михаил Косенков: Да, люди лишены этого с детства. А когда ты сам в это включен, ты становишься частью общего процесса, ты растворяешься в этом звуке и действе. Сопричастность своей природе, своим корням. И хотя бы через книги я хочу передать это знание.
Откуда Вы сейчас берете книги? Вы сотрудничаете с какими-то издательствами?
Михаил Косенков: По роду моей деятельности я все время общаюсь с ключевыми фигурами фольклорного движения, руководителями ансамблей. Это и профессора в консерваториях в разных городах, и студенты, и преподаватели. Очень много увлеченных людей живут этим. Принимаю активное участие в фестивалях, книжных ярмарках, особенно региональных. С авторами книг, представленных в «ЭТНОКНИГА», часто я знаком лично.
Какова география Ваших читателей? В каких регионах больше всего интересуются русским фольклором?
Можно выделить г.Санкт-Петербург, очень развито фольклорное движение, важно отметить, что именно из Петербурга – один из основателей фольклорного союза А. М. Мехнецов. Также много книг заказывают сибиряки, гг. Новосибирск, Томск, Барнаул. Лидер, конечно, г.Новосибирск, т.к. там находится действующая консерватория.
Как узнают о Вашем проекте «Этно-книга»?
Сарафанное радио. Я много лет работал в фольклорном союзе. Это многолетняя работа.
Пожалуйста, продолжите фразу: «Мое творчество для меня – это …
Михаил Косенков: Мое творчество для меня – это часть жизни, гармоничное сочетание прошлого, наших корней, а современность должна этим питаться. И тогда не будет противоречия. Ведь противоречие возникает из борьбы: одни – за аутентичный фольклор и отрицают сценический, считая его разрушительным, другие высмеивают фольклористов, принимая их за фриков, оторванных от реальности. И у каждого получается некий междусобойчик, люди законсервированы в своем узком мире. Нет смысла навязывать другим свое мнение, в таком случае запускается механизм отторжения. Народная культура, по умолчанию, в наших корнях. И это естественная часть жизни.
Как Япония, абсолютно современная страна, идет в ногу со временем в век технологий, но при этом, когда в стране национальный праздник, все японцы надевают традиционную одежду. Они действительно чтут свои традиции, берегут память предков. Нашу народную культуру ведь никто никогда не сознавал. Она передавалась устно, из уст в уста, и не сложилось осмысления философского – в этом большая проблема. Про русский народ же говорят: «Великий и немой!» Потому что ничего не записывалось, а традиция передавать от бабушек к внукам исчезала. Сохранилось только то, что перенимали дети в живую и передавали своим детям. Вот так постепенно все теряется и уходит, уходит…
Своим проектом «ЭТНОКНИГА» я хочу сказать миру… я занимаюсь сохранением народной культуры и просто хочу, чтобы у людей возникло понимание важности, значения традиционной народной культуры, что это естественная часть жизни, она должна быть. Без крайностей, без фанатизма. Просто когда ты со-причастен, ты сам в себе открываешь поток жизненной энергии – и в этом очень большая сила.
Для справки
ЭТНОКНИГА – книги по фольклору, традиционно народной культуре, промыслам
Связаться с Михаилом Косенковым можно здесь.
Average Rating