0 0
Read Time:4 Minute, 20 Second

Бахтияр Абдурахманович Абдурахманов принадлежит роду ювелиров. Его дед, как и он сам, – мастера по кубачинскому декоративно-прикладному искусству.

 

Селение Кубачи Дахадаевского района республики Дагестан известно во всем мире своими умельцами в ювелирном искусстве.

Село расположено на высоте 1750 метров в горной части. В настоящий момент в селе проживает порядка 3000 человек и почти все заняты производством художественных изделий из серебра от оружия до украшений и предметов для дома.

 

И хотя наш герой родился в Азии в г. Бухара в Узбекистане, считает своей Родиной только селение Кубачи, куда он вернулся с родителями в возрасте 5-ти лет и все его мировосприятие сформировалось именно здесь.

Бахтияр Абдурахманов: “Мой дед тоже был ювелир, и у меня всегда такое чувство, что во мне гены ювелиров! Я учился у тестя, у меня изначально склонность к гравировке была, так я потихонечку и втянулся, а когда во вкус вошел, захотел изучить больше! В кубачинской средней школе в старших классах преподают дополнительные курсы гравировщика. Я учился и работал в мастерской. По окончанию школы получается, что сразу получил и профессию”.

У Вас было желание переехать жить в другое место?

Бахтияр Абдурахманов: “Как и вся молодежь, я вынужден был переехать в столицу, когда обанкротился наш Кубачинский художественный комбинат, и стало совсем не где работать.

Я продолжал заниматься своим делом. Сейчас у меня мастерская и в селении, и в Махачкале. Все самое тяжелое, сложный технологический процесс, к примеру, вальцевание или, когда необходимы специальные прессы, я делаю в селе. А чернь и гравировку здесь делаю в Махачкале.

Бахтияр Абдурахманов: “Мне хорошо в моем селении. Несмотря на то, что последние 10 лет я живу в столице республики Дагестан г. Махачкала, при любой возможности я вместе со своей семьей уезжаю в Кубачи.

И работаете, и отдыхаете Вы в Дагестане?

Бахтияр Абдурахманов: «Получается, что так».

Безусловно, Республика Дагестан богата своей природой. А какие еще регионы России Вам было бы интересно посетить?

Бахтияр Абдурахманов: «Санкт-Петербург. Хочу там побывать. В прошлом году я помог туристам из Петербурга найти дорогу до остановки у нас в селе, и в благодарность они пригласили к себе в гости. Возможно, съездим с семьей».

Туристы часто приезжают в Кубачи?

Бахтияр Абдурахманов: «Конечно, ведь это уникальное место. Помимо серебряных изделий, у нас есть обзорная башня, с которой видно все село, панорама открывается на горы, красивый вид.

Очень похоже на деревню Лефкара на острове Кипр, которая также славится мастерами, создающими серебряные филигранные украшения. Не знала, что в России есть нечто подобное.

Бахтияр Абдурахманов: “За границей я не был, ничего не могу сказать. Лучше Вы сами приезжайте в Кубачи и своими глазами  увидите, на что способны кубачинские мастера! У нас много индивидуальных артелей сформировалось за последнее десятилетие. И хотя комбинат по-прежнему пустует. Весь наш поселок продолжает дело прадедов – весь поселок ювелиров!”

Как думаете, Ваши дети продолжат традицию?

Бахтияр Абдурахманов: «У меня три дочки. Несмотря на то, что это ремесло могут освоить и женщины, все-таки, на мой взгляд, это мужская работа – трудоемкая и немного вредная. Мои девочки все творчески развиты, одна красиво рисует, другая танцует, третья пока подрастает (от ред. Бахтияр улыбается).

Как у Вас рождаются идеи?

Бахтияр Абдурахманов: “По-разному. От меня это не зависит. Бывает пара дней ничего не идет, а бывает просыпаюсь ночью и начинаю эскиз рисовать. Смотрю на деревья – на них повторяется тот же растительный орнамент. Даже на обои в доме обращаю внимание – на рисунок”.

Есть исконный рисунок?

Бахтияр Абдурахманов: “Конечно, есть. Но я и свое вкладываю. Помимо старинных узоров, хочется привнести новое”.

Как Вы думаете в современном мире могут машины, роботы заменить мастеров в вашем деле?

Бахтияр Абдурахманов: “Нет. Только ручной труд. Рисунок – это тонкая работа. На станке такое не остается, все уходит. Мастера используют в своей работе резец и топор. Первый фасон можно сделать путем машинного производства, но накладки золотые или чеканку на вряд ли. Может быть потихоньку и будет роботизация – пока я не чувствую этого. Тем не менее, благодаря современной технике сейчас работы в два раза лучше получаются, чем раньше. Качественнее и быстрее.

 

Сколько в среднем времени у Вас занимает работа над изделием?

Бахтияр Абдурахманов: До полугода занимает работа над набором: кувшин и кубки. Два с половиной года делал я винный набор: кувшин, 6 стаканов и поднос. Определенная проба серебра должна быть – 875 стандарт. Чем мельче узор, тем ценнее считается. Всю работу я делаю самостоятельно от и до: чернь, полировку.

Бывали ли у Вас изделия, с которыми не хотелось расставаться?

Бахтияр Абдурахманов: Некоторые работы я действительно оставляю.

Какой работой особенно гордитесь?

Бахтияр Абдурахманов: “В подарок супруге сделал медальон с насечкой на слоновую кость. Уникальность в том, что насечку в нашем селении всего 2-3 человека в наше время умеют делать”.

Куда Вы реализуете свою продукцию обычно? Участвуете ли в выставках?

Бахтияр Абдурахманов: “Да, мои работы выставлены в музеях г. Махачкала. И напрямую ко мне обращаются”.

Что сейчас в планах?

Бахтияр Абдурахманов: “Есть у меня одна задумка,  года через три я ее сделаю, но пока не буду раскрывать идею”.

Изделия мастера Бахтияра Абдурахмановича Абдурахманова

От редакции: благодарим Бахтияра за теплый прием, чаепитие с вкусными дагестанскими конфетами и, конечно, замечательные подарки – украшения всем нашим девушкам!)

Для прямой связи с мастером: напишите на ugbugan@mail.ru или свяжитесь по whats up +7 (903) 469-43-30

Happy
Happy
100 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Поделиться:


Дарья Гордеева
daria_gordeeva@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий