16 апреля 2023 года в общероссийский кинопрокат вышел фильм «Русский крест». Генеральный продюсер фильма – Игорь Кудряшкин; продюсер – Вадим Горяинов. “Русский крест” был снят по одноимённой поэме русского поэта Николая Мельникова. В мае 2023 г. студентам Института медиа НИУ ВШЭ выпала замечательная возможность посмотреть новый фильм и после просмотра лично задать вопросы знаменитому эксперту в сфере кинематографа Вадиму Горяинову. Другие известные работы продюсера Вадима Горяинова: “Стиляги”, “Географ глобус пропил”, “Поддубный”.
Каждый выход фильма в прокат — это особый момент как для кинематографической индустрии, так и для зрителей. Новые фильмы дают возможность погрузиться в историю, познакомиться с персонажами и испытать широкий спектр эмоций.
За процессом создания фильма “Русский крест” стоит не только талантливая команда кинематографистов, но и необычный вклад от православного священника, отца Илия (Ноздрина). В православии благословление имеет особое значение, оно приравнивается к приказу, и именно таким образом отец Илий (Ноздрин) поддержал этот фильм.
Главный герой в тяжелый момент жизни обретает веру и ставит перед собой задачу восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.
По словам Вадима Горяинова, всё началось со встречи с батюшкой Филием, который был духовником режиссера Николая Мельникова. Он был очень талантливым, завершил обучение во ВГИКе и мечтал снять фильм по своей поэме. Однако его жизнь оборвалась рано, он умер в возрасте 40 лет. После его смерти отец Филий принял на себя роль духовного наставника киношников, которых встречал на своем пути, и благословлял их на съемку фильма.
Однако путь к реализации этого фильма был непростым. Никто не мог приобрести права на поэму, так как это было большим финансовым риском. Приобретение прав требовало значительных вложений, и было неясно, будет ли найдено достаточно средств для съемок фильма.
Вадим Горяинов отмечает, что творческий процесс оказался полон чудес и неожиданностей. Команда смогла найти необходимое финансирование для фильма всего через неделю после готовности сценария и презентации проекта. Это было первым чудом. За полгода до начала производства фильма удалось собрать весь бюджет. И чудеса продолжались во время самых съемок фильма. Одной из особенностей фильма стало то, что значительная часть съемок проходила на природе, в естественных условиях. И удивительным образом погода всегда сопутствовала съемкам, и соответствовала требованиям сценария.
Искусство кино имеет удивительную способность проникать в глубину души зрителя и вызывать сильные эмоции. Одним из основных инструментов, позволяющих достичь этого, является драматургия. В сочетании с использованием стихов в кино, драматургия приобретает уникальную силу и способность перенести зрителя в мир незабываемых эмоций.
Когда мы говорим о драматургии в кино, мы подразумеваем построение сюжета, создание напряжения, развитие персонажей и передачу эмоционального пути. Такая драматургия отличается от той, что в театре или литературе, так как в кино используются визуальные и звуковые средства для передачи истории. Это позволяет создать более прямое и мощное воздействие на зрителя. Однако в случае фильма, основанного на стихотворении, драматургия получает еще более глубокое значение. Стихи имеют особую ритмичность и мелодичность, которые могут вызывать особые эмоции у слушателя или зрителя. При сочетании стихотворений с визуальными образами, создается магия, способная увлечь зрителя в уникальное путешествие.
Актерский состав фильма является не менее ключевым элементом, который определяет успех и атмосферу произведения. В этом случае, процесс подбора актеров был интересным и нестандартным. Режиссер Эдуард Бояков хотел, чтобы стихи читал мужчина. Но потом после обсуждения с продюсером, они решили попробовать на эту роль девушку, чтобы создать контраст и разнообразие в атмосфере фильма. Это оказалось неожиданным, но прекрасным решением, потому что Полина Чернышева придала фильму некий ангельский образ, который не присутствовал в исходном сценарии или поэме. Таким образом, работа над проектом позволила поэме преобразиться и раскрыться через внесение новых элементов.
Относительно выбора актера для главной роли, Михаила Пореченкова, режиссер и его команда провели пробы с разными актерами, но всё равно не изменили своего изначального выбора. Позже оказалось, что его тоже благословили. Любопытное примечание, в ходе просмотра возникает вопрос: «Почему в конце фильма в гробу лежит другой человек?», но это не совсем верная формулировка. Мёртвый человек выглядит иначе. Когда человек умирает, он на себя совсем не похож.
«Правильный продюсерский путь — это ориентироваться на то, что нравится зрителям. Главные на площадке не продюсер и не режиссер, а зритель. Это большой риск сделать фильм по поэме, чтобы он получился. А то, что он получился сомнений нет. И это тоже чудо» – сказал Вадим Горяинов на встрече в Культурном центре НИУ ВШЭ.
«Русский крест» стал примером того, как смелый и рискованный подход к созданию кинематографического проекта может привести к потрясающим результатам. Правильный продюсерский путь, ориентированный на предпочтения зрителей, остается ключевым фактором успеха в индустрии кино. Однако иногда фильмы, которые выходят за рамки привычного и предлагают нечто уникальное, могут оказаться настоящим открытием для публики.
Автор: Вероника Бакумченко