1 0
Read Time:4 Minute, 54 Second

Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его“ — Микеланджело Буанорроти

В современном мире скульптура ушла на второй план. Мы привыкли что в каждом городе есть свой Ленин, Стелла, несколько памятников великим писателям. Скульптура перестала вдохновлять и приковывать взгляды, стала обыденностью. Но уберите их с улиц, что будет тогда? Они заметно опустеют, пропадёт законченность городского ландшафта, глазу не за что будет зацепиться. 

Чтобы разобраться в природе современной скульптуры поговорим с одним из самых известных скульпторов России, членом Союза художников Салаватом Александровичем Щербаковым.  

Давайте начнём с более общих вопросов: что такое скульптура в Вашем понимании?

Салават Щербаков: Для меня современная скульптура — это смесь соцреализма и русского классицизма, которые передают ценности поколений. Скульптура — это язык, через который я могу рассказывать о событиях и историях. 

В одном из интервью Вы говорили, что в Университете имени Г.С. Строганова Вам заложили высокую планку. Не мешает ли это воспринимать работы современных скульпторов? 

Салават Щербаков: Планка не может мешать, её может не доставать. Она является одновременно способом и средством достижения цели, помогает в развитии. Зная свой предел, человек, в данном случаи скульптор, должен стремиться преодолеть или хотя бы раздвинуть границы в своём творчестве. Что касается современной скульптуры, стоит сказать, что «современное» ещё не придумали, всё что мы видим сейчас «новое» так или иначе уже было. Поэтому нет, планка не мешает воспринимать, в какие-то моменты даже помогает. 

То есть Вы хорошо относитесь к современным скульптурам, которые бывают непонятными или чересчур абстрактными?

Салават Щербаков: Да. Объясню почему. Сравним скульптуру с поэзией. Наглядный пример: предшественником Маяковского был Тютчев, стихи Тютчева как выдающегося русского поэта-мыслителя воспринимались публикой благосклонно, поэтому последовавшие за Тютчевым стихотворения Маяковского звучали чудаковато. «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейтах водосточных труб?». Сказать, что это не глубоко – глупо. Тем не менее, восприятие современниками не умаляет таланта поэтов, оба они вошли в историю. В скульптуре дела обстоят похожим образом. Если мы не понимаем отдельные работы — это не значит, что они плохие, скорее всего, их время ещё не пришло. История искусств богата примерами, когда ценность понимают спустя десятки лет. Человек, который хочет понимать современное искусство изучает историю и знает, что и почему сейчас актуально.

Была ли у Вас когда-то мысль отойти от Ваших предшественников или в монументальных скульптурах это не имеет смысла? 

Салават Щербаков: Во-первых, такая задача может ставиться и не ставиться. Задача быть непохожим на своих предшественников, я бы сказал сейчас очень стариковская, немодная, истоптанная. Я, например, не хотел бы сильно отличаться от своих известных коллег, зачем? Можно просто иметь какую-то свою силу. Если во время работы с памятниками все время думать только о том, как бы выделиться и отличиться от других авторов, вряд ли получится что-то хорошее. Если же сосредоточиться на самой скульптуре и сделать сильную работу, то уже точно будешь похож на лучших. Людям стоит перестать бояться сравнений с известными личностями, лучше расценить подобное как комплимент.

Вы замечали в своих скульптурах, что они сделаны немного не так, будто в них есть какая-то Ваша Башкирская душа?

Салават Щербаков: Думаю отчасти, что такое встречается в моем творчестве, но не могу сказать, что это делается специально. Хотя я действительно интересуюсь башкирскими мотивами и в будущем хочу создавать именно башкирские вещи, меня это интересует.

Что Вы думаете насчет тенденции передать своё «Я» через работы, это может мешать в реализации или это, наоборот, хорошо? 

Салават Щербаков: Есть 2 типа художников, одни демонстрируют своё «Я», и это действительно интересно людям, а другие заблуждаются, считая своё «Я» всем интересным. Тут большую роль играет субъективность/объективность и постановка задачи. Например, музыкант, играющий Баха, должен раскрыть Баха, дотянуться до его уровня, и передать это ощущение слушателям. Музыкант в этом случае выступает передатчиком, и объективность будет работать в связке с субъективностью. 

Приступая к работе с большой темой, скульптор обязан учитывать и понимать масштаб данного дела. В этом случае роль личности в том, что настоящий Мастер сможет довести работу до финиша и виртуозно управлять этой большой колесницей. 

Что важнее в скульптуре мнение людей о ней или мнение скульптора? 

Салават Щербаков: Памятники, как таковые, делает не скульптор, а народ и скульптор. Скажу так, если есть Эверест, то альпинист должен его покорить мастерски, а если горы нет, то человек хоть спляшет, но альпинистом не может называться.

Есть ли какая-то сверхзадача у современной скульптуры?

Салават Щербаков: Какая была, такая в целом и осталась. Если скульптура должна быть в городе, то у неё несколько сущностей. Одни делает среду города, например, как Петр I. Другие несут историческую и духовную составляющую. Сверхзадача, пожалуй, быть понятной иллюстрацией прошлого для будущего. 

А есть какая-то задумка, которую Вы планируете обязательно воплотить? 

Салават Щербаков: Таких задумок много, и  рассказ языком скульптуры о человеческом мировоззрении, судьбе человека.

Как, по-вашему, может измениться скульптура в ближайшие 10-15 лет?

Салават Щербаков: Тут всё просто, все пути они известны. Какой станет в наше время, преимущественно авангардной, сейчас набирают обороты такие течения, как примитивизм и футуризм.  Для меня нет загадок, что может возникнуть что-то очень необычное. Только что-то патологически сумасшедшее. 

Что Вы могли бы посоветовать начинающим скульпторам? 

Салават Щербаков: Глубины проникновения в скульптурные ценности. Когда человек овладел этим, надо думать, как развиваться дальше. Надо участвовать в конкурсах, не бояться показывать свои работы. Учиться, учиться и ещё раз учиться. 

В ландшафте мегаполисов скульптура превратилась в язык, с помощью которого люди высказывают мнение, отражают настроение поколений, изменяют и совершенствуют облик городов. 

Современная скульптура — это способ начать диалог с историей и передать самобытность разных времен.

Автор статьи: Ольга Бойко

Для справки: Салават Александрович Щербаков  — советский и российский скульптор, педагог, профессор. Академик РАХ (2012; член-корреспондент 1995). Народный художник РФ (2011). Член Союза художников СССР с 1980 года. Автор более 40 монументальных композиций.

Творческая мастерская С.А. Щербакова существует более 20 лет и давно снискала известность не только в России, но и зарубежом. Салават Щербаков работает в жанре монументальной и станковой скульптуры классического реалистичного стиля. Архитектурно-художественная мастерская С.А.Щербакова занимается разработкой архитектурных проектов, художественным проектированием, созданием монументальной скульптуры, ансамблей памятников, разработкой архитектурно-планировочных решений реконструкции городской среды.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Поделиться:


Дарья Гордеева
daria_gordeeva@mail.ru