
30 августа 2023 г. в театре “Модерн” прошла пресс-конференция. Режиссёр Юрий Грымов вместе с труппой театра рассказали о новом спектакле “Цветы нам не нужны” и ответили на вопросы журналистов.

“Цветы нам не нужны” — это динамичная история, с 1946-го по 1966-й годы мир развивался стремительно: Нюрнберг, Вьетнам, Юрий Гагарин, Карибский кризис, скачок мирового кинематографа и многое другое. Изменился ли наш мир после Нюрнбергского процесса?
Адвокат роли
На интересовавший меня вопрос развернуто ответил как сам главный режиссёр, так и весь актёрский состава спектакля.
Какой этап в работе над спектаклем «Цветы нам не нужны» был самым сложным для Вас?

Юрий Грымов: Весь спектакль это 90% фактов и лишь 10% художественного вымысла. И это одна из отличительных черт спектакля “Цветы нам не нужны”. В процессе работы над постановкой команда обращалась к подлинным историческим документам и архивным записям, а также протоколам Нюрнбергского процесса. Даже костюмы для персонажей выполнены с исторической точностью, благодаря мировому эксперту по военной амуниции.
Мы рассуждаем о том, что произошло в мире после Нюрнбергского процесса, как это ключевое событие 20 века изменило бедующие поколений. Сегодня многие страны пытаются переписать историю, забывая о подвиге советского народа в борьбе с нацизмом, о том какой ценой далась победа над фашисткой чумой. Спектакль несёт огромную патриотическую, нравственную и просветительскую функцию. Это важный разговор с современным зрителем.
Каждый актер спектакля «Цветы нам не нужны»: Вадим Пинский, Юрий Анпилогов, Александр Борисов, Заслуженный артист России Леонид Трегуб, Александр Колесников, Александр Мирлюнди (Жуков), Алексей Баранов, Евгений Казак, Диллон Олойеде, Михаил Матыченко, Юрий Соколов, Надежда Меньшова, Мария Орлова, заслуженная артистка России Любовь Новак, Валерия Королева, Маина Чижевская, Александра Богданова, Марина Дианова, Анастасия Скибунова, Алексей Багдасаров, Богдан Щукин, Мария Кондратова, Роман Зубрилин. Высказался, почему конкретно для него было сложно играть фашиста или охранника подельников Гитлера.

В ответе на мой вопрос весь коллектив был солидарен: самым сложным этапом для всех актеров была работа над тем, как понять и правильно передать зрителю характер, образ и мысли персонажей, которых они играют. Дело в том, что, когда ты детально прорабатываешь одного из действующих лиц, ты знакомишься с действительно страшными историческими фактами. Буквально залезаешь в его голову, пытаясь понять его мысли и действия, какие бы страшные вещи он не творил. Ты пытаешься его понять и принять для себя… Так как во время спектакля тебе не просто нужно “примерить” его образ на пару минут, а прожить его жизнь после Нюрнбергского процесса и отбывания срока наказания, приблизиться к нему, “натянуть его на себя и походить в его туфлях”. Убрать отторжение личности и внутреннее непринятие.”А тут как не натягивай, как не ходи, как не пытайся понять, не получается… И это, пожалуй, самое сложное, ведь фашизму оправданий нет!», – рассказали актёры спектакля.
Юрий Грымов:Про себя могу добавить, что обычно я ставлю спектакли про себя, но работая над постановкой «Цветы нам не нужны» я все не мог понять, где здесь я? Все герои вызывают отторжение. Театр – для меня, как светофор, горящий желтым светом. Он только предупреждает. Следите внимательно, какой загорится следующий: зеленый или красный!
Цветы нам не нужны» мог бы стать прологом масштабной трилогии «Антихрист и Христос», «Пётр I», «Леонардо», «Иуда». В то же время — это отдельное произведение.
После пресс-конференции все проследовали в зрительный зал, который на время стал залом суда. Свет погас, действие началось.

Идёт судебный процесс, тот самый Нюрнбергский процесс. Один за другим к трибуне подходят обвиняемые по делу и пытаются оправдаться, а в ответ словно выстрел в голову – приговор. И если честно, сидя на месте зрителя, начинаешь думать, что стоит им дать ещё по паре десятков лет за то, что они творили, ведь осуждённые совсем ещё не поняли, что их заключили под стражу. И всё это не спектакль, для отвода глаз, а реальный срок и их ждёт тюрьма.

В первом акте ощущение, что это всё “постанова”: стены картонные, а охранники словно “ряженные” преследует, как и заключённых, так и зрителя. Осуждённые заходят в тюрьму так, будто это их дом, куда они решили сбежать от суеты и цветы им тут вовсе не нужны. Находясь на месте зрителя, наблюдаешь за всей сложившийся картиной немного не понимая, что происходит и почему люди, которых наказали, так себя ведут? И чувство, что вот-вот их всех отпустят, включится свет, и все закончится тебя не покидает. Но в этом и есть глубокий замысел автора! В первом действии – усыпить бдительность зрителя. Со второго акта тон спектакля резко меняется.
Ты слышишь стук сапог приближающегося начальника тюрьмы, звон проворачивающейся связки ключей в замочной скважине. Вместе с бегающим напряжением в нависающей над полом лампочке нервы подступают и в мысли зрительного зала. Неужели это всё правда? И мы действительно в тюрьме? А заключённые раньше носили форму и отличительные знаки высших рангов противника, а сейчас стоят в тюремной робе. И от ощущения, что исторический пазл сложился, нервы взрываются словно лампочка, которая не выдержала напряжения.

После этого стена между зрителем и актёрами, которую обычно все привыкли строить падает, и вы уже не наблюдаете за ними, а проживаете заключение день за днём.
Рутина начинает давить, ведь следующий день похож на предыдущий, а завтра на сегодня. Вся жизнь до 1966-го года проходит мимо военных преступников. И весь мир, который раньше крутился вокруг их персон, теперь остался где-то там за стеной и в радио.
И такая атмосфера до основания меняет людей. Кто–то вспоминает о былом величии и осознаёт каким ничтожеством он стал.
А тот, кто раньше деталей не замечал, находит счастье в мелочах. И в какой-то момент ты понимаешь, что их жизнь зациклилась, и самое сильное наказание для них и мука — это нахождение в этих стенах.
За окном кипит жизнь. Происходят важнейшие события в истории человечества, от полёта человека в космос до конфликта на Кубе, а они тут. Шагами уже совершив кругосветку, обсудив всё, что было и не сбылось, не могут жить на воле, чувствовать себя свободными и влиять на всё, что происходит вокруг.

Может всё-таки им нужны цветы? Как кусочек живого и настоящего мира…
Да, спектакль, “Цветы нам не нужны” с возрастным ограничением к просмотру 16+. В своей психологической драме Юрий Грымов не просто детально рассказал историю о судьбах заключённых, используя оригинальные световые решения и музыкальные хиты того исторического периода, а подарил зрителю возможность порассуждать вместе с режиссёром и актерами о влиянии происходящих в мире событий на людей, об актуальности повестки, и всем нам в который раз задуматься о жизни.

Спектакль Юрия Грымова «Цветы нам не нужны» однозначно заслуживает вашего внимания в этом театральном сезоне.
Ближайшие показы пройдут: 23 сентября, 1 и 21 октября.
Автор статьи: Петр Васильев