15 0
Read Time:9 Minute, 30 Second

Современных художников часто осуждают. Говорят, что они не дотягивают до прежних мастеров, пишут непонятно, странно, и классика: у меня ребёнок лучше нарисует. Неужели это правда? Однозначный ответ- нет. Современное искусство — это эмоционально-духовный ответ человека на окружающий его мир, без попыток привести всё в «правильную» форму, а нынешнее многообразие художников позволяет выбрать тот жанр и стиль, который по душе именно вам.

Об участи современного творца и тонкостях творческих изысканий нам рассказала молодая российская художница, член Московского Союза художников и обладательница многочисленных наград Владислава Збицкая.


Что послужило толчком к выбору художественной деятельности как основного ремесла?

Владислава Збицкая: Я не выбирала этот путь. Родители у меня люди далеки от искусства. Случай здесь, скорее, играет более важную роль. Когда я была во втором классе, у нас в школе открылась художественная студия. Но туда брали детей более старшего возраста, мне было очень интересно туда ходить, и мама смогла и договорилась, чтобы меня взяли. Так как я была самая маленькая, преподаватель даже оплату с меня не брал, мол, маленькая совсем, походит на пару занятий и успокоится.

Так получилось, что я ходила вместе с группой старших детей, а потом и вовсе осталась одна, у остальных ребят, видимо, быстро пропал интерес. Так занятия из групповых превратились в индивидуальные. За это короткое время меня обучили самым простым и основным навыкам. Мне всё это очень нравилось. Спустя полгода учитель порекомендовал маме после 4 класса попробовать поступить в художественный лицей МАХЛ РАХ (МЦХШ), и после этого он исчез, мастерская закрылась. Я ещё долгое время продолжала ходить туда, после уроков стояла под закрытой дверью, но, к сожалению, больше его не увидела.

После окончания лицея я выиграла конкурс и поступила с парой ребят в МГАХИ им. В.И.Сурикова. Обучаясь в лицее, я выполняла небольшие заказы на роспись стен и рисовала натюрморты и портреты на заказ. Мне всегда нравилось, чем я занимаюсь, хоть путь обучения был иногда невыносимо трудным. Я благодарна судьбе и случаю за то, что всё сложилось именно так. Своего первого учителя я так больше и не встречала.

 Были моменты, уже во взрослом возрасте, когда хотели опустить руки и бросить?

Владислава Збицкая: Да, такие моменты были, и неоднократно. Вспомню пару ярких случаев:
Это было ещё на третьем курсе института, была зима, я раньше не любила зимы, в это время года на меня часто нападала хандра. И в один из таких дней я ясно для себя решила, что пойду забирать документы из института, от этой мысли мне стало очень легко на душе, а раз стало легче, значит, правильное решение. Очень хорошо, что меня переубедили мои близкие друзья, мы долго разговаривали, спорили, но в итоге им удалось переубедить меня.

Второй момент был уже посерьёзнее после окончания института. Мне рассказывали многие художники о том, что будет очень сложно реализоваться в современном мире. Пока учишься, ты находишься в системе, после наступает полная свобода действий. Многие уходили на несколько лет в глубокие самокопания и поиски себя. Я привыкла в институте рисовать в большой мастерской с хорошим освещением. В Москве студенту, только окончившему институт, трудно найти просторное светлое помещение для работы, а снимать дополнительно мастерскую было не по карману. Наступало отчаяние, нет места для холстов, негде работать, мало света, а для живописных работ это очень важно, недостаточно места для отхода и т.д. Руки опускались. Хотелось больше никогда не заниматься творчеством, а найти обычную работу и забыть об искусстве навсегда.

В такие моменты я поняла, что важно концентрировать свои мысли не на том, чего нет, а на том, что имеешь. Так, переосмыслив эту ситуацию, я выбрала для себя оптимальный размер холста: не больше 1 метра. От цветной живописи мне пришлось отказаться в пользу более графических решений. Так появились первые графичные картины на холстах с максимальным размером 100х100, которые сейчас стали характеризовать мою стилистику.

По вашему опыту, для художника лучше быть трудоголиком или работать по «велению души»?

Владислава Збицкая: Одно без другого существовать не может, как мне кажется. Лично у меня, когда по велению души приходит мысль для работы, я становлюсь трудоголиком, забывая про сон и обеды, но так, я думаю, у любого одержимого идеей.
Бывают, конечно, моменты, когда нет вдохновения или долго работаешь над коммерческим заказом, тогда трудно перестроиться на свои работы. В такие периоды важно просто рисовать что-нибудь, копии, быстрые зарисовки, например, с чашки перед собой, чтобы не терять навыки, или сходить на выставку и посмотреть любимых художников. Нужно стараться всегда оставаться в художественном тонусе, вопреки этому миру, который постоянно пытается вытолкнуть из творчества в мир потребления.


Стоит ли запрещать ребёнку рисовать на стенах?

Владислава Збицкая: Я, конечно, не психолог и не знаю как правильно, но мне кажется, что если речь идёт о квартире с новым ремонтом, то важно воспитывать в ребёнке дисциплину с малого.
Запретить рисовать нельзя, но можно выделить отдельно часть стены и повесить на ней большой лист ватмана или старых обоев, и пусть творит в своё удовольствие! Кстати, я в детстве на стенах не рисовала, но зато рисую на них сейчас!)

Вы часто расписываете интерьер и пишите картины на заказ, не мешают ли вам ограничения, которые есть в работе?

Владислава Збицкая: Коммерческий заказ на то и заказ, что я его делаю не для себя, а по желанию и предпочтениям заказчика. В работе это никогда не мешало, более того, у меня часто заказывают эскизы, где описывают свою идею, а я на основе этого придумываю концепцию. Иногда мне дают полную свободу в выборе темы и я, исходя из стилистики интерьера, цветов окружения, предлагаю разные варианты для реализации. Эта работа очень интересная, и тут постоянно учишься коммуникации, учишься чувствовать клиента, перенимаешь какие-то навыки у дизайнеров.

Если ли сюжеты, которые Вы перерабатываете год за годом?

Владислава Збицкая: Нет, наверное, таких сюжетов не было. Мне нравится браться за новое. Сейчас интересно работать над сюжетами Ветхого Завета, и я думаю к этой теме буду возвращаться ещё не раз.


А есть те, к которым не хотите возвращаться?

Владислава Збицкая: Цветы! В институте была обязательна эта тема по наблюдениям. Я не смогла раскрыть её, как-то оригинально и интересно преподнести, фантазия отказывалась работать, получалось либо что-то мрачное, либо очень банальное. Мне нравится рисовать цветы как декоративный элемент в интерьере, будь то роспись на стене или картина, но возвращаться к этой теме как к самостоятельной работе я бы пока не стала.

Для многих рисование является своеобразной отдушиной, а какая оно для профессионального художника?

Владислава Збицкая: В первую очередь, конечно, это инструмент самовыражения. Передача не только идеи, но чувств, эмоций, настроения. Эмоция в искусстве может быть выражена не только в позитивном ключе, хотя именно такую эмоцию выразить сложнее и энергозатратнее.
Важно не просто выплеснуть энергию на холст, важно то, какой посыл будет исходить от работы, что зрители будут чувствовать, глядя на неё. Поэтому очень важно наполнить себя правильными мыслями, на холсте прямо отражается то, что внутри художника.

Я особенно сильно осознала преимущество того, что могу рисовать во время изоляции. Внутри меня кипел какой-то адский коктейль из эмоции о несправедливости ситуации, страха, переживания, тревоги, как и у многих. Хотелось хотя бы просто проветрить голову, гуляя по набережной, но уже несколько недель нельзя выходить из дома…

Я много думала о системе мира, о будущем, роман Дж. Оруэлла “1984” наложил свой отпечаток на моё мироощущение в те дни. Так в период изоляции создавалась работа “Затмение”. Она послужила своего рода высказыванием или даже криком на ситуацию, которая была в мире.
Искусство мне помогло выразить свои чувства, уйти в работу и как-то более и менее принять проблему, которая меня сводила с ума.

Мне кажется, главным критерием отличия художника от любителя является то, что художник не может долгое время не рисовать, это важно как глоток воздуха, а без него становится плохо на физическом уровне.

Работы выставленные в Елоховской галереи объединяет тема божественности и античности. Насколько сложно писать подобные сюжеты с точки зрения исполнения и духовности?

Владислава Збицкая: Как я уже отвечала раннее, положительные эмоции: доброту, любовь и тем более духовные качества очень сложно перенести в работу, для этого надо сначала себя наполнить, а это не лёгкий труд.
Я несколько месяцев жила у моря, читала роман «Моби Дик». Он мне попался случайно, это была одна из немногих русскоязычных книг в квартире. Мелвилл в своём романе часто даёт отсылки к Иону из Ветхого Завета. По вечерам я часто прогуливалась вдоль моря, смотрела на волны и думала о прочитанном. Там я делала зарисовки и придумывала эскизы к будущим картинам. Позже, спустя год, уже находясь в Москве, я вернулась к ним, перечитала книгу «Книга пророка Ионы» и начала работать над сюжетом. Около месяца ушло только на разработку одного эскиза. Так получилась картина “Иона и кит”. Работа была написана примерно за месяц, но путь её создания и вынашивание идеи длился несколько лет.

Мне в последнее время нравится обращаться к текстам Ветхого и Нового Завета. Там описываются события, абсолютно выходящие за границы реального, но при этом поднимаются проблемы, актуальные для настоящего и будущего времени.

Смешивание религии, чудес, фантастических эпизодов, веры, раскаянья — всё это создает почву для размышлений и новых творческих решений. Есть много сюжетов, которые я хотела бы реализовать, но понимаю, что к ним ещё не готова, не доросла, возможно, даже духовно.

Влияют ли на ваше творчество мировые тенденции? Работа «Иона и кит» хорошо впишется в стиль «dark academy».

Владислава Збицкая: Если честно, я не особо слежу за мировыми тенденциями. Конечно, они, наверное, извне как-то меня касаются, но я не придаю этому особого значения. Я вдохновляюсь старыми мастерами, фресками, гравюрами, мне этого достаточно.

Если бы Вам поставили выбор писать только в одном направлении, то какое бы Вы выбрали и какими цветами пользовались?

Владислава Збицкая: Я, наверное, больше склонялась бы к реализму или к сюрреализму. Рене Магритт в последнее время один из моих любимых художников. Красок мне достаточно не более 5 основных цветов. Совершенно точно на палитре должны остаться умбра, марс жёлтый, золотая охра и ультрамарин.

Но я надеюсь, что такой ситуации не случится, потому что для разных тем хороши различные способы исполнения, например, недавно я нарисовала яркую работу, вдохновившись Матиссом, и в принципе, мне нравится переключаться на другие стилистики, даже совершенно противоположные друг другу.

У Вас довольно много наград и премий, какая из них была самой желанной и знаковой?

Владислава Збицкая: Самая знаковая, я думаю, как и для любого учащегося со мной на тот момент, был грант “Винченцо Бьянки и студенты мира”. Это была бесплатная двухнедельная художественная практика по городам Италии. Мы рисовали итальянские улочки, писали этюды, ходили по музеям, знакомились с интересными людьми. Этот грант в какой-то степени определил в дальнейшем мое поступление.

Какую сверхзадачу, по Вашему мнению, преследует современная живопись?

Владислава Збицкая: Мне кажется, каждый художник сам определяет для себя. Кто-то делает просто красивые интерьерные картинки, кто-то стремится передать своё видение, отразить настоящую действительность или заставляет зрителя проснуться и посмотреть на ситуацию под другим углом, а кто-то уходит в гиперреализм и эффекты – этим воздействуя на зрителя. Художников много – все разные! Мне нравится, когда в произведении есть второй смысл, подтекст, когда вроде бы изображена обычная ситуация, но как-то неоднозначно.

Какой главный посыл человек должен почувствовать, разглядывая ваши работы?

Владислава Збицкая: Трудно сказать… Я думаю, на всех искусство действует по-разному, в этом весь интерес. Я не хочу, чтобы мои работы воспринимали буквально, тем более эмоцию бывает трудно выразить словами. Если моя картина хоть на 3 секунды зацепила внимание человека – для меня это уже успех!
На выставках мне нравится прислушиваться к разговорам зрителей, наблюдать за их реакцией, слушать о том, как они понимают сюжет, на какие детали обращают внимание, что чувствуют, кто-то вспоминает события из своей жизни, приводят сравнения – для меня это важно!

Happy
Happy
7 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
93 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Поделиться:


Ольга Бойко
obojko747@gmail.com