Все знают “икону” мирового авангарда – “Чёрный квадрат” К. Малевича. Или не менее известное произведение “Крик” Э. Мунка. Но мало кто задумывался, что за понимание этого направления мы обязаны Дмитрию Владимировичу Сарабьянову.
Дмитрий Владимирович Сарабьянов – советский и российский искусствовед, специалист в области истории изобразительного искусства. Он создал монографические работы о творчестве Василия Кандинского, Каземира Малевича, Марка Шагала и других. Сарабьянов занимался исследованиями радикальных экспериментов начала 20-го века, публикации которых стали переворотом, благодаря чему появилась возможность свободно судить об авангарде, понимать его язык и поэтику. Он хотел доказать русско-европейскую связь в этом направлении, выдвинуть значимость и принадлежность отечественных традиций.
Этому некогда неизвестному учёному 10-го октября исполнилось бы 100 лет. В честь его юбилея организаторы галереи “in artibus” решили отдать дань уважения этому человеку и познакомить людей с его работами. Выставка изобилует экспонатами. Здесь представлена полная биографическая справка, сопровождающаяся фотографиями, документами, рукописями с сохранившимися редакционными правками, трудами, картинами и многим другим. Можно услышать его голос, увидеть кадры из фильма, снятого по собственному сценарию, и даже услышать музыку, сочинённую Сарабьяновым в молодые годы.
Искусствовед был очень скромным человеком. В одном из своих последних интервью он сказал:
Я мечтаю о таком цельном мышлении, где всё соединится – наука, искусство, вера. Надо найти какие-то способы этого согласования, соединения, хорошо бы придумать, как это сделать. Я пока не придумал, у меня только предчувствия, догадки…
В будущем его желание обязательно исполнят исследователи. И будет это сделано благодаря огромному вкладу Дмитрия Сарабьянова. За что хочется сказать ему “спасибо”!