2 0
Read Time:3 Minute, 57 Second

До 28 января 2024 года в Центре «Зотов» проходит выставка «Родченко. Личное».

На выставке представлены фотографии Александра Родченко из коллекции фонда Still Art разных лет: с его первых фотографических опытов 1920-х и до конца 1938-х годов, из двух альбомов музейной серии «Портфолио», выпущенных тиражом 35 экземпляров каждая (1994-1997). 

«Я бы назвала фотографии этой серии своеобразным руководством к действию – увидеть быт с другого ракурса, обрести новый взгляд на действительность, сложить из деталей собственную картину мира. Александр Родченко делал это с помощью подручных предметов, в том числе различных камер и объективов».

Елена Карисалова, президент Фонда Still Art

Однако, техника была лишь вспомогательным средством: фиксировала и передавала миру иногда чересчур честный взгляд художника. А ведь, будучи авангардистом, Родченко отлично чувствовал пространство и мог буквально подчинить его себе: это касалось рекламы, дизайна в театре и кино, фотомонтажа и, конечно, фотографии. 

Почему же Родченко – гений? Почему ему подражают до сих пор? Почему именно он фактически изобрел фотоискусство и стал революционером – во всех смыслах? 

«Думаю, дело отчасти в том, что он не просто начал снимать, а задавал определенный вектор в российском фотоискусстве 20 века. Его фотография – по-конструктивистски собранная, геометрически выверенная, но при этом не лишенная истории, диалога. Сплавляя воедино отношение к человеку, предмету или ситуации через фотографию» – делится Екатерина Карисалова. 

Дневниковые записи, откровенный разговор с дочерью, переписка с женой дают зрителям возможность прикоснуться к скрытой стороне личности художника, попытаться увидеть мир его глазами. 

Помогают лучше понять кем был Родченко, воспоминания его учеников и публикации о нем. Экспонаты из Фонда Still Art, МИРА коллекции и архива Родченко и Степановой, представленные на выставке, своего рода «слепки» момента, показывают, как Александр Родченко чувствует, мыслит, о чем мечтает, ведь все это находит отражение в том, какие творческие концепции он использует в фотографии. 

Его метод появляется из желания «видеть необыкновенно обыкновенные вещи». Александр Родченко «проектирует» себя – черты характера, организацию работы и особенностей восприятия мира, чтобы творить и видеть в настоящем для будущего. Именно из этого импульса начинают прорастать «родченковские ракурсы» в фотографии. 

Фото соединяют двойственность взгляда: позволяют увидеть физики существующие объекты в другом измерении и создают такую субъективную реальность, в которой соединяются настоящее и будущее.  

«Было бы интересно собрать все вместе, и дневники, и письма, и документы, и фотографии, и фото с работ, и по годам сделать книгу жизни. Этого никто не делал. Получилось бы занятное собрание сочинений. Мы так узко смотрим и узко работаем. Тысячи планов остаются неиспользованными».

Родченко, 1942

Раздел, посвященный семье, знакомит посетителей выставки с родными людьми художника. Родченко принципиально кадрирует некоторые изображения, чтобы сконцентрировать внимание смотрящих на психологическом портрете и тем самым выразить свое отношение к нему. В каждом кадре мастер словно ищет тот самый ракурс, способный передать особое поэтическое настроение. Вглядываясь в отпечатки, можно заметить, что автор любуется лицами близких через глазок видеоискателя. Будь то его мать или дочь Варвара – они одинаково прекрасны, сняты с трепетной нежностью и светлым чувством.

В творческой автобиографии, написанной в 1935 году для профсоюза киноработников, Родченко привел список своих важнейших фотографических циклов, первый из которых – «Серия городских этюдов, снятых с верхней точки и в ракурсах». Их родченко начинает делать с 1925 года. Отношения Родченко с городом двояки: с одной стороны, совершенно субъективны, так как становятся средством отображения новых художественных установок и идеалов и агитаций за них. Своей первоочередной задачей художник ставит поиск ракурса как неотъемлемого свойства объекта, петерпевающего искажение и трансформацию под воздействием фотографической оптики, действующей жестче и объективнее, чем человеческий глаз.

На прогулках, вовремя которых Родченко осматривает объекты своего интереса с разных сторон, он борется за разрушение стереотипов видения и за создание нового визуального направления в искусстве на стыке фотодокумента и современного искусства.

На прогулках, вовремя которых Родченко осматривает объекты своего интереса с разных сторон, он борется за разрушение стереотипов видения и за создание нового визуального направления в искусстве на стыке фотодокумента и современного искусства. «Работая дальше, надеюсь расширить возможности видеть вещи».

«С раннего детства человек не был для меня человеком. Это были человечки “там” вертящиеся, одинаковые, “ненастоящие“».

Родченко, 1920

Амина Паланкоева, гостья выставки, уже давно знакома с творчеством Александра Михайловича. Девушка увлекается фотографией, особенно аналоговой, и Родченко, как один из самых ярких примеров советской фотографии, является для Амины примером: «Первый раз я познакомилась с его творчеством на выставке в галерее “Люмьер”. Многие работы были там представлены и с тех пор я очень увлечена фотографией».
Среди фотографов Паланкоева также выделила пленочного фотографа Вивьен Майер и Анри Картье-Брессона.

На выставке «Родченко. Личное» Амина была впервые. На ней начинающий фотограф подчеркнула для себя отношения Родченко с его родителями, особенно с мамой: «Некоторые цитаты очень интересно сочетались с выставочными экземплярами. По-новому открылся для меня художник».

«Я советую посетить эту выставку, потому что Родченко – мастер света и экспозиции, его пример, его фотографии – прекрасное вдохновение, особенно для начинающих фотографов, любящих снимать на пленку».

Амина Паланкоева

Фотокорреспондент: Ксения Соловьева.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
100 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Поделиться:


Дарья Денисова
ddeniissova@yandex.ru