В театре «МОСТ» состоялся специальный показ премьерного спектакля Георгия Долмазяна «Я – Булат Окуджава». Он начал серию постановок и лекций в рамках проекта «Культпросвет. Эпоха в лицах». Спектакль основан на дневниках и воспоминаниях людей, лично знакомых с Булатом Окуджавой. В презентации участвовали директор театра Ирина Большакова, режиссёр Георгий Долмазян и автор лекционной программы, член команды движения «Вдохновители», лектор Российского общества «Знание» Денис Лизин.
Первое слово предоставили Ирине Большаковой – директору театра «МОСТ»: «Мы хотим сохранить для молодёжи страницы, которые дороги нашей памяти. Чтобы они были также заразительны для школьников и студентов, которые приходят к нам в театр. Чтобы они влюблялись в эти тексты, в эти чувства, в эти идеи».
Следующим выступил Георгий Долмазян – режиссер проекта. В отличие от кино в театре докфикшн применяется очень редко. Этот жанр, сочетающий документальность и художественный вымысел, предоставляет невероятные возможности. «В театре это сложнее, мы пошли другим путем, по документальным материалам» – объясняет Георгий. Более того, режиссер считает необходимым развивать этот жанр, так как это «новое театральное представление».
Последнее слово перед началом постановки предоставили Денису Лизину – участнику команды движения «Вдохновители» и лектору российского общества «Знание». Он сообщил, что запланировано гораздо больше лекций-рассказов обо всех ключевых персонажах постановок, таких как Маяковский, Вертинский, Блок, Мандельштам, Ахматова, Цветаева, Вознесенский и Рождественский, которые стали частью истории России. «И можно будет прийти на один и тот же спектакль несколько раз, потому что погружение в него будет разным» – отмечает Лизин.
Спектакль начался, его длительность составила ровно 1 час. Постановка имела форму музыкально-поэтической композиции, в которой каждый артист становился поэтом и знаменитые песни «Полночный троллейбус», «Надежды маленький оркестрик» и главные темы из кинофильмов «Белорусский вокзал», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и «Покровские ворота» артисты исполняли вживую, создавая дует с помощью наложенного звука. Более того, зрители смогли услышать поэтические строки Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Бориса Мессерера и Андрея Вознесенского. К середине постановки стала заметна структура спектакля – небольшая биография поэта, сцена в поезде, воспоминания близких ему людей и песня, во время которой все актёры обычно внимательно смотрят на исполняющего либо поют вместе. Режиссёр делал акцент на эмоциональности, а не на хронологии событий, так как выбрал самую молодую труппу театра. Многие артисты не знали о Булате Окуджаве из-за возраста, однако погружаясь в литературный материал, им удалось передать своё ощущение личности и эпохи. У Георгия Долмазяна получилось привлечь к личности барда внимание современной молодёжи с помощью его биографии, так как Булат Шалвович «очень быстро повзрослел» из-за событий, которые происходили с ним и миром, а также благодаря искренней душевности поэта, которая всегда нужна народу России.
«Я выбирал финальный состав по одному критерию: а есть ли тебе, дорогой актёр, что сказать?», финал спектакля режиссер решил завершить в виде личных историй артистов, где они выходят из своих образов и отвечают на вопрос: «Кто для них Булат Окуджава?»
Иван Орехов – «Я не рос на песнях, но взрослею вместе с ними».
Явтушенко Евгения – «Я люблю фильм «Покровские ворота» и пою песни Булата Окуджавы с детства».
Боросгоева Адис – «Бабушка воспитала меня на песнях Окуджавы».
Зуев Роман – «Я завидую Окуджаве, он умел в песнях делать самое главное – он умел петь душой».
Сердюкова Наталья – «Песня «Виноградная косточка» напоминает мне о бабушке, ведь она всегда пела её».
Кожевникова Элина – «4 года назад я переехала в Москву и очень любила «Песенку об Арбате», но при этом не знала автора».
Тихомирова Полина – «Мой папа всегда пел песни Булата Окуджавы на всех праздниках».
Коннов Артем – «Для меня Окуджава – это певец родного города, хранитель его историй и традиций».