1 0
Read Time:6 Minute, 49 Second

“Если винегрет, значит до получки денег нет!” 

Зал хохочет, распахнутыми глазами смотрит на сцену АЯтеатра – исторического места, полюбившегося москвичам всех возрастов, поэту Сергею Есенину и бандитам из 90-х. 

фотография предоставлена организатором

Историческое прошлое АЯтеатра!

Беседу о театре мы провели с его директором Светланой Кочериной. Нам рассказали, что пространство посещают многие москвичи, желая избавиться от грусти и тоски. Одним из почитателей места был, конечно же, Сергей Есенин. Поэт жил в доме номер 5 на Петровском переулке на верхнем этаже. Однако же предпочитал проводить время именно в театральном пространстве — цокольном этаже. Тогда это была квартира дворника. Гостеприимного человека, всегда держащего комнату уютной, теплой. Он завёл обычай угощать гостей чаем из самовара и баранками.

“Нам полюбилась эта традиция, и мы тоже теперь угощаем гостей театра чаем с сушками. Человек может прийти на спектакль в дурном настроении, замершим, промокшим, а наше угощение моментально поднимет настроение и поможет справиться с плохими эмоциями, забыть все неурядицы”, — рассказывает Светлана Кочерина — директор АЯтеатра.  

фотография предоставлена организатором

На этом любопытном факте из жизни АЯтеатра его биография не заканчивается. В 90-е добросовестные бандиты отправились в Петровский монастырь, чтобы замолить грехи, однако же в ответ им наказали сделать доброе дело. Не долго думая, они зашли в дом, находящийся за углом. Так АЯтеатр получил самый неожиданный в жизни ремонт. 

фотография предоставлена организатором

Но все эти истории не сравнятся по значимости с тем, что сделал театр для юных москвичей в первые годы существования. Ему 35 лет. История создания уходит в то время, когда театральное искусство было невыгодным занятием, неприбыльным. Однако же основатель, режиссёр и художник Вячеслав Дмитриевич Ерёменко, хотел сделать театр именно для детей. Местом, куда им можно было приходить одним, без родителей. Что часто и стало происходить, поэтому спектакли нередко показывали бесплатно. 

У нас выросло целое поколение, которое до сих пор приходит на постановки, но уже со своими детьми. Взрослые вспоминают, что театр оказался неким убежищем. В то время приходилось жить в довольно тяжёлой обстановке, и родители думали, конечно, не об искусстве, а о том, как бы выжить. Отчего в театре дети находили не просто спектакли, а возможность поговорить и выпить чашечку чая, некоторые даже оставались на ночевку. Любопытно, что спустя годы многие из тех детей стали работать в нашем театре,- комментирует Светлана Кочерина.

Живые и качественные спектакли — “визитная карточка” театра.

Сейчас АЯтеатр радует постановками как для гостей юного возраста, так и для взрослых. В центре нашего внимания спектакль “Мама меня любит”, посвященный детству, проведённому в советское время. Воспоминания известных личностей той эпохи создают канву постановки. 

“Изначально мы собирали истории гостей театра на творческих встречах. Началось всё с того, что на одном вечере кто-то из родителей вспоминал своё детство, а ребёнок спросил: “Ты что тоже была маленькой?”. Так мы поняли, что молодежи будет интересно узнать о юности родителей. Причём не с точки зрения шаблонности и правильности, а по-настоящему. Не могу не упомянуть, что первые истории преподносились идеальными: якобы все учились на пятёрки и безукоризненно слушались взрослых. На деле же, кончено, было иначе. Нам хотелось, чтобы постановка выглядела не как учебник, а — живая история. Поэтому мы придумали вопрос “Однажды в детстве я?”, помогающий вывести взрослого на правдивый рассказ о детстве”, — поясняет Светлана Кочерина. 

Впоследствии на творческих встречах юные гости начали задавать интересующие их вопросы об устройстве советской эпохи, что помогло понять, какие фрагменты спектакля будут понятны современному зрителю, а какие — нет. С известными же личностями постановщики работали через сохранившиеся дневники и записи. 

Единственное условие наших соавторов — не разглашать имена, чтобы удалось показать атмосферу семейного фотоальбома, ситуации, которые были у каждого. Воссоздать на сцене эпоху ушедшего детства. Конечно, многие истории угадываются. Самое известное воспоминание — Иосифа Давыдовича Кобзона. Он не единожды рассказывал в интервью о прозвище “фельдфебель” и о том, что мама могла наказывать его веником за провинности, — рассказывает директор АЯтеатра. 

фотография предоставлена организатором

Главный герой постановки или же точка пересечения историй — Сашка — молодой человек, рисующий в голове картинки по рассказанным ему “советским” историям. 

У меня нет одной любимой истории, мы столько раз пропускали через себя все эти воспоминания. Мое детство – начало 80-ых, отчего я лично не почувствовала особенности 40-х и 50-х годов. Однако же я росла в большой семье среди дедушек и даже двоюродных прабабушек, переживших чуть ли не все события XX века. Я была тем самым Сашкой, которому рассказывали о детстве. Так же ярко, как и он, представляла я картинки незнакомой жизни и порой даже не совсем правильно — по-детски. У меня было ощущение, что из рассказов создавались фильмы разных эпох,  — делится воспоминаниями Светлана Кочерина. 

фотография предоставлена организатором

Безусловно, в показанных историях, плавно скользящих одна в другую, целостно представлена эпоха с её шутками и отличительными чертами. Пробудить в зрителях давно забытые ощущения детства помогает живая музыка — изюминка театра. 

На сцене используется только авторская музыка, часто живая, как, например, в “Мама меня любит”. Если даже включаются записанные мелодии, то они создаются специально для определенного спектакля. Театр музыкальный. Через мелодию строится общение со зрителем. Недавно состоялась премьера спектакля “Бежин луг”, но мало кто знает, что это уникальная история. Больше спектаклей-погружений в реальность Ивана Сергеевича Тургенева по циклу “Записки охотника” нет в России. Так вот в спектакле мы решили использовать аутентичные записи, снятые с записывающих устройств 90-х годов XIX века. На них сохранились песни Орловской, Тульской губерний, где как раз творил И.С. Тургенев, — рассказывает Светлана Кочерина.

фотография предоставлена организатором

Безусловно, говор на таких записях существенно отличается от современного. Именно поэтому гостям перед началом спектакля дают послушать отрывки песен, чтобы ухо привыкло и смогло распознавать слова. 

“Народные песни и танцы в спектакле “Бежин луг” мы показали не сценическими, то есть с использованием алых сарафанов и “Калинки”, а настоящими. Через народную музыку, которая была частью обычной жизни: начиная со сбора урожая и заканчивая традиционными праздниками. Это бытовая мелодия, бытовой танец. Правда, аутентичность — особенности наших спектаклей”, — комментирует директор АЯтеатра. 

Не менее важную роль в создании уюта и домашней атмосферы играет сцена. Основная расположена в Петровском переулке доме номер 5. На камерной сцене ставятся поистине “иммерсивные” спектакли, каждый зритель становится участником постановки. Однако не в смысле физического взаимодействия, на уровне эмоций. 

“Актеры играют на 45 человек, и это совершенно другое ощущение погружения, иные эмоции, сами актеры чувствуют настроение гостей. В большом зале такого быть не может.”, — комментирует Светлана Кочерина.

фотография предоставлена организатором

О чарующей атмосфере театра говорит ещё и тот факт, что после постановки в буфете можно услышать, как гости обсуждают бытовые проблемы через призму спектакля. Директор театра делится воспоминаниями:

“Я так люблю, когда люди, покинув зрительный зал, и, вроде как направившись к выходу, сидят в фойе и обсуждают свои жизненные ситуации, проблемы через призму спектакля. Помню, как 18-ти летний парень после постановки “Гамлет” подошёл к даме и сказал: “Мама, я тебя очень люблю”. Все истории, которые мы ставим, не музейные, они о современности. Показывают то, что сегодня волнует семьи. Я убеждена: наш театр ориентирован на семью. По этой же причине мы предлагаем семейные билеты. Важно, чтобы ребенок любого возраста смотрел спектакль вместе с семьёй, не с классом, не привели, а сами пошли выпить чашечку кофе/чая. Театральная постановка — общее переживание”. 

Уникально: помимо семейных билетов театр предлагает развлекательную программу с образовательным содержанием. 

“Мы практикуем общение. К приходу группы готовим специальную развлекательную-образовательную программу. Например, недавно после просмотра спектакля “Ревизор” ребята распределились по командам и вместе с артистами обсудили, как выстраиваются образы главных и второстепенных героев. Разобрали человека “тех времён” в параллели настоящего. Имеется в виду, посмотрели, как бы он существовал сегодня, какими были бы его поступки с учётом особенностей манер, целей, пристрастий, характерных ушедшей эпохе. Мы каждый раз готовим уникальную программу.  В прошлый раз перед спектаклем “Мама меня любит” устроили игру, в которой надо было объяснить понятия советского периода и угадать современную цену на товары по старому курсу. Конечно, все предлагаемые программы содержат образовательным подтекст”.

АЯтеатр — перспективное творческое место с современными, качественными и авторскими спектаклями. Его главный спецэффект — живая и домашняя атмосфера, притягивающая разных людей с единым желанием — почувствовать спокойствие и счастье. Конечно, у АЯтеатра, как и у любого амбициозного организма, есть мечта. Звучит она так:

“Хочу увидеть как можно больше новых гостей, немного увеличитель зрительный зал, но при этом сохранить камерность.

Happy
Happy
100 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Поделиться:


Софья Горемыкина
7956754@bk.ru