А Вы знали, чтобы запустился рак должно сложиться 15 факторов? Генетика, экология или стресс – далеко не единственные причины. Современные врачи разработали универсальный рецепт борьбы с раком. Да, и это не первоапрельская шутка. Скорее новогодний подарок.
Первый ингредиент в чудодейственном рецепте ― осознанность. Казалось бы, что может быть проще? Почувствовал себя плохо, снял трубку и вызвал скорую. Многие ли так поступает? Далеко нет.
Почему люди молчат о диагнозе? Почему не обращаются к врачу?
«Научного объяснения этому нет. Возможно, замалчивание связано с менталитетом. Я сам вырос в небольшом посёлке и как-то сложилось, что люди боятся огласки. Надеются, что всё “само рассосётся”, поболит и перестанет. Однако же самостоятельно рак не проходит. Если у вас онкологическое заболевание, то надо говорить об этом. Рассказывать: как вы поняли, что больны. Помимо того, что вы выздоровеете, огласка поможет другим людям. Они с благодарностью возьмут вашу храбрость и обратятся в больницу. Врачи поставят диагноз на ранней стадии. А пациент спасёт свою жизнь. Есть ощущение, что нашему населению болезнь неинтересна, пока оно само, не дай бог, не столкнётся с проблемой», ― Денис Хлусов ― врач-онколог хирургического отделения №2 Клинического центра им. И.М. Сеченова.
Страх перед диагнозом ― естественная реакция на неопределённое будущее. А что ешё можно испытывать, когда буквально доходишь до жизненного перекрёстка. Вторым ингредиентом в рецепте против рака названа способность проживать эмоции.
Анастасия Токарева ― практикующий психолог,работает в телесно-ориентированном подходе с онкобольными и рассказывает, что есть мнение: онкология неразрывно связана с эмоциями. Как позитивными, так и негативными.
«Мы очень зависимы от своего автоматического мозга, главная задача которого-сохранить нашу жизнь. Если человек не в ладу с собой, у него внутри конфликт психологический и эмоциональный (в соответствии с его убеждениями и способом функционирования в жизни). Как только конфликт становится невыносимым психологически, он становится биологическим. Если нам где-то некомфортно, то, логично, что организм будет подавать сигналы, желая исправить ситуацию. Когда личностью не предпринимаются никакие действия по изменению образа жизни, устранению вредоносных факторов, телу приходится прибегать к серьёзным мерам,сначала болевые симптомы,а потом и болезнь. То есть можно сказать болезнь-способ выжить,как бы это странно не звучало. Объясню на примере: есть место, которое болит. Ты давишь на него, стучишь, постоянно травмируешь. И со временем там начинается болезненный, кровавый воспалительный процесс».
Более того, по мнению специалиста, вся жизнь человека ― перенос детско-родительских отношений на отношения с окружающими людьми. Порой бывает, что через приём у психолога пациент налаживает отношения с важными фигурами для себя, тем самым, либо облегчая течение заболевания, либо исцеляясь от него.
Проживать эмоции непременно важно не только пациентам, но и родственникам, даже врачам. Безусловно, тяжело терять пациентов, страшно первый раз прийти на операцию и провести её.
«У меня были ситуации по-началу, ещё в институте, когда становилось плохо. Я мог потерять сознание при виде каких-то элементов, которые сейчас для меня кажутся естественными. Один раз стало плохо после того, как я посетил анатомический музей, будучи школьником. Потом, когда впервые увидел огромную опухоль в одну из первых операций на ранних курсах медицинского университета. Однако я понимал, какая стоит задача и преодолел себя. Иначе ничего не получилось бы. Приложил все усилия и собрался. Непростая специальность ― хирургия. В операционной надо, как в телефоне, включить авиарежим и ни на что не отвлекаться. Ты погружен в работу. На операционном столе лежит человек. Его надо вылечить. Помню, как мой дядя ― хирург-онколог Сергей Ефетов― тоже говорил: “Во время операции ты ни на что не отвлекаешься, ибо у тебя ничего не болит: ни руки, ни ноги”. Я не понимал, как такое может быть, пока не испытал на себе. Да, я согласен: операционная — особый мир, где ты отделён от всего и всех, ― делится воспоминаниями», ― Сергей Ефетов ― заведующий хирургическим отделением №2, колопроктолог, онколог.
Так третий ингредиент ― умение просить помощи. Помощи у врачей. Помощи у родных.
«Особенность консультаций заключается в том, что мы не планируем далеко на будущее, учимся жить в здесь и сейчас. Мы вместе проходим с человеком определённую часть пути, куда сможем дойти, зависит лишь от самого человека. Я не мотиватор и у меня нет волшебной таблетки,но я могу быть рядом и помочь стабилизировать состояние, не накручивать себя», ― Анастасия Токарева практикующий психолог на портале «Онкологика.ру».
Анастасия Токарева приходит к выводу: психологическая поддержка очень важна. Есть люди, считающие, что онкология – определённо смерть. Отчего больной сразу теряет так необходимое ему окружение.
«Некоторые даже боятся произносить вслух слово “онкология”, считая, этим можно заразиться…».
Об онкологии надо говорить, делиться опытом. Так у человека появляется опора. Конечно, поддержку надо искать прежде в себе самом. Однако очень часто помощь извне приходит раньше внутренней поддержки. С этой целью основан фонд «Онклогика.ру», который предлагает бесплатные консультации у различных специалистов по онкологическим заболеваниям.
Не менее важная проблема ― незнание общества, о чем можно говорить с заболевшим. Онкология – кардинальная встряска, предполагающая, что быт надо менять. Звучит странно и удивительно, но у человека есть возможность прожить две жизни в одной.
«Все говорят: жизнь разделилась на до и после. Но она не делится,она становится другой. Мы все почему-то стремимся повторить прошлое, но это нереально. Из-за этого появляется ещё один конфликт. Конфликт прошлого и настоящего, который только ухудшает состояние. Надо стремиться качественно проживать все свои состояния и ценить каждый жизненный этап», ― Анастасия Токарева.
С научной точки зрения психосоматические корни онкологии обосновать сложно. Однако перемены в жизни даже по мнению врача-онколога Дениса Хлусова не навредят.
«Поменять жизнь на 180 – интересная идея. Болезнь, как правило, развивается не по одной причине: есть множество факторов. Генетические и психоэмоциональные. Экология и питание действительно влияют на развитие болезни. Я не против того, чтобы кардинально изменить жизнь. Если тебе не нравится работа, город, то почему бы не воспользоваться предлогом и не поменять всё».
Следующим ингредиентом, конечно же, указана в рецепте вера в технологии и инновации.
«Надо признать: на сегодняшний день мы достигли определённых успехов в лечении злокачественных новообразований, однако не всех локализаций. Например, рак поджелудочной ― самый агрессивный рак. Веру в лечение осложняют слухи. Бывает так, что кто-то услышал от знакомого о летальном исходе у человека с таким же диагнозом, и всё. Поник и разуверился в выздоровлении», ― комментирует Сергей Ефетов.
Никто из обывателей, к сожалению, не вникает: какой конкретно морфологический тип опухоли был у заболевшего. И какое конкретное лечение ему удалось пройти. Это же никому не интересно. Есть человек. Умер он от какой-то опухли. Значит все опухли смертельны.
«Новых технологий сейчас безумно много. Если мы будем говорить глобально, то не закончим до утра. Взглянем на мою специализацию ― колоректальный рак. Уже много десятилетий назад самые яростные онкологи говорили о том, что скоро у хирургов не останется работы, кроме как брать биопсию и определять морфологический вид опухоли. Но до сих пор их пророчества не сбылись. К счастью, противоопухолевые препараты появляются, новые исследования дают возможность получать лучшие результаты, хирургия, как радикальный вариант борьбы, развивается», ― Сергей Константинович.
Современная тенденция в онкологии — персонализация. Удивительно, но она постоянно конфликтует с стандартизацией.
«Мне приятно рассказать о том, что за время нашего хирургического отделения номер 2 клиники факультетской хирургии номер2 М.И. Сеченова, мы разработали, как минимум, новый подход к лечению опухоли толстой кишки. Начали использовать 3 новые операции, которые выполняются так называемым «первичным забрюшинным доступом». С онкологической точки зрения они должны быть эквивалентны стандартным методам лечения, потому что мы удаляем такой же объём ткани, как и при классической операции. А с хирургической точки зрения, с точки зрения качества жизни, этот метод принесёт пользу определённой группе пациентов. Сегодня у нас больше 5 публикаций и 15 докладов на конференциях России и Китая, Казахстана, Турции, Швейцарии, Греции, Бразилии. Мы уже получили один патент (2 находятся на рассмотрении). Провели уже 3 мастер-класса по этой технологии. Первый ― в Китае, городе Таюань. С Поднебесной у нас крепкая связь. Китайские коллеги попросили меня прооперировать пациентку, и я показал им технологию. А картина, которая висит у меня в кабинете, написана местным художником», ―Сергей Ефетов.
Не менее важная вторая технология ― «малоинвазивная». Эта методика позволяет оперировать тех пациентов, которым нельзя было бы сделать лапароскопическую операцию. Причиной могут быть: повышенная масса тела, сердечно-сосудистые заболевания.
«Эта операция подходит пациентам, которым нельзя раздувать живот углекислым газом, как делается при всех лапароскопических операциях, с заболеванием легких и повышенным глазным давлением. Пациентам, которым нельзя на операционном столе лежать с опущенным головным концом», ― рассказывает Сергей Ефетов.
Любопытно, что в первый раз, когда специалисты представили технологию в России, то получили в ответ недоверие. Однако же методика перспективная и быстро стала привлекать внимание серьёзных заграничных экспертов.
Ингредиент пять ― цели и мечты. Не стоит забывать ставить цели и идти к ним. На первый взгляд, звучит как фраза из «Маленького принца» Экзюпери, однако даже в реальной жизни, а тем более, страдая от заболевания, следует продолжать развиваться и искать источники вдохновения. Поток задач и стремлений никогда не должен заканчиваться. Ведь сама жизнь возможна только при условии, что ты постоянно куда-то хочешь двигаться и что-то достигать.
«Очень важно ставить цели, а не придумывать мечты. К цели прийти можно, а мечта всегда остается чем-то нереализованным, несбыточным. У меня в планах заняться эриксоновским гипнозом в психологии и начать работать с участниками и пострадавшими в зоне СВО», — рассказывает Анастасия Токарева.
Своими целями и достижениями также поделился Сергей Константинович Ефетов.
«Ещё 3 года назад мы не представляли, что можно такими способами проводить хирургическое вмешательство. А теперь развили целую философию хирургического влечения для улучшения результатов в лечении онкопациентов. Мы ставим цели, чтобы по мере нашего развития пациенты выздоравливали. Мы внедряем и делимся технологиями, которые помогают улучшить медицину в целом», ― Сергей Ефетов.
Чтобы понять, насколько далеко вперёд ушла медицина, надо всего лишь взглянуть на новую операцию с извлечением препаратов из брюшной полости через естественное отверстие.
«Нюанс заключается в том, что мы выполняем настоящую онкологическую операцию, но при этом нет разрезов на животе, только проколы. Опухоль извлекаем в специальном стерильном контейнере через прямую кишку или влагалище. Если говорить не совсем про онкологию, а о современных технологиях, то в университетской клинической больнице №4 М. И. Сеченова мы разработали и сегодня применяем почти безболезненный метод лечения геморроя. Болезнь, которую лечат везде, где можно. Однако же мы используем знания из онкологии и хирургии. Так для лечения создали гибридную технологию удаления геморроя и получили очень хорошие результаты. Болевой синдром после использования нашей методики меньше, чем при стандартных методах лечения. Те страшные истории, которые можно найти в интернете о том, что пациент чуть ли не на стену лезет от боли после операции — все кажется странным людям, которые оперировались у нас. Не скажу, что у них совсем ничего не болит. Операция ― всё-таки стресс и рана. Но они с ними справляются намного быстрее и легче, чем при обычном лечении. Мы очень гордимся этой методикой и сейчас ждем, когда одобрят патент. Уже выполнили около 100 таких операций», ― продолжает Сергей Константинович.
Не менее серьёзной причиной развития онкологических заболеваний, безусловно, с точки зрения психологии, является стресс и негативные эмоции. Отчего шестым инцидентом указаны позитивные мысли и успокаивающие занятия. Объясним на примере.
Анастасия Токарева увлекается медитативной игрой на африканских барабанах. Помимо любимой работы, именно музыка заправляет энергетический бак психолога.
Денис Хлусов занимается цветоводсвом и ухаживает за 83 комнатными растениями. Среди любимцев: Муся и Дуся Ивановна ― две монстеры; филодендроны, замиокулькасы. Второй способ отдохнуть ― отправиться в поход покорять горные вершины.
«Очень полюбил Кавказ, высоченные горы. Воздух и уединение. Чаще всего я хожу в Прэльбрусье, Кабардино-Балкарию. Там безумно красивые растения. А окрестности Алматы – что-то чудесное. Мы там с друзьями нашли замечательную гору – Архат. Особенность горы в том, что там была пещера древних людей, которая развалилась с годами, и вот осколки пещер с наскальной живописью до сих пор валяются на склоне горы. Интересно находить камушки, на которых изображены: олень, юрты. Хочу попасть на Белуху. И на большой Алматинский пик»,― Денис Хлусов.
Конечно, если вы так же, как и Сергей Ефетов, живёте с выражением «Мне повезло: моя профессия – это и мое хобби», то можно в качестве отдыха следовать примеру онколога и участвовать во всевозможных профессиональных проектах. Дабы тоже разнообразить рутину.
Почему я ― врач?
Рецепт из пяти пунктов создан по словам психолога и врачей-онкологов. Доказательством, что Сергей Ефетов и Денис Хлусов ― онкологи не только по образованию и диплому, но и по духу — считаются ответы на вопрос: «Почему медицина?»
«Наша профессия самая интересная и быстро развивающаяся. Поскольку у нас каждая опухоль уникальна. Она выглядит по-особенному. Люди с ней справляются по-разному. Стал я врачом ешё и, возможно, потому что был воспитан в месте, где всё пропитано памятью о Великой Отечественной войне. Благодаря ощущению того, что война была вот тут рядом с тобой, и ты отдалённо видел её последствия, пробудились что ли чувства альтруизма, сострадания. Девиз нашей школы звучал так: «Спешить и делать добро». Как можно было в таких условиях не стать врачом? С детства мог кошечку спасти, грача выходить. Вот медицина и стала хорошим вариантом для реализации или следствием всего этого», ― Денис Хлусов.
«Мой прадедушка― первый врач в семье― был терапевтом. Среди моих родных есть акушеры-гинекологи, педиатры, невролог, стоматолог, офтальмолог, многохирургов трансфузиологи и даже врач-учёный-биолог (то есть мой папа). В онкологии много неизвестного, немало открытий ещё предстоит сделать. Наверное, выбрал онкологию, потому что, во-первых, хочу стать соучастником этих открытий, а, во-вторых, мне было у кого научиться делать первые шаги. Я за это очень благодарен моим родителям, дяде и дедушке. Мне всегда казалось, что медицинское направление — самое настоящее, ведь мы изучаем, в первую очередь, людей, а потом и то, с чем будем иметь дело каждый день», ― Сергей Ефетов.
Примечание после рецепта
Не бойтесь. Не стесняйтесь диагнозов и не замалчивайте их, ибо Ваш опыт поможет стабилизироваться, почувствовать определённость, понять истинное положение вещей другим пациентам. Жизнь полна неожиданных подводных потоков, каждый из них способен привести в новый уникальный мир.
Для справки: Если с Вами или Вашими родственниками все уже произошло и рак диагностирован, обращайтесь в фонд “Онкологика”, оказывающий различные виды помощи бесплатно.
Мирослава Сергеенко, учредитель и Президент БФ “Онкологика”: “Рак — это изменение социального статуса, финансовые трудности, депрессия, потеря контактов с друзьями, растерянность. Я прошла через все это и в 2017 году начала помогать коллегам, друзьям, кто сам или чьи родные столкнулись с болезнью. Постепенно ко мне присоединялись знакомые, так появилась команда, а оказание помощи приобрело системный характер. В 2019 году наш социальный проект трансформировался в благотворительный фонд“.