В группе Арт-кластера, посвященной православному искусству в современном мире, мы будем показать не только положительные примеры, но и отрицательные. О том, как в погоне за креативностью, посягают люди на священные образы и используют их в неуместном виде.

Яркий пример на этих фото. Это торт в форме митры, который с минуты на минуты будет разрезан, потом его съедят. Вы видите, что изображено на торте в форме украшения — православный крест и икона.

Я попросила прокомментировать священнослужителя, насколько уместно использовать такие символы:
«Не соответствует церковной традиции размещение на артосах изображения Христа, а на просфорах – Спасителя, Богородицы и святых.
Просфоры и артос не являются предметами долговременного хранения, но прямо предназначены для скорого вкушения верующими во избежание их порчи. Седьмой Вселенский собор требует изготавливать священные изображения из долговечных и не разрушаемых (а значит несъедобных) материалов и не знает иконопочитания в форме поедания священных изображений.
Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне соответствует существовавшим ранее магическим практикам вкушения «обрядового хлеба» с целью приобщения к силе изображенных на нем лиц.
Использование служебных просфор и артосов с образом Христа ведет к регрессу религиозного сознания христиан и напоминает языческую теофагию – поедание бога, олицетворяемого изделиями из хлеба и злаков в форме человеческой фигуры, практиковавшейся в Древнем Риме, у ацтеков и других народов мира.
Древняя Церковь, борясь с языческими пережитками в быту и в церковном обиходе, максимально дистанцировалась от всего, что могло направить сознание людей на неверный путь, а именно в сторону от богооткровенной христианской истины и невольно спровоцировать падение в «естественную религию», какой является даже развитое язычество, а тем более магия.
Поэтому и в наше время также необходимо избегать всего, что по своему содержанию совпадает с языческими и магическими практиками».

Печать ликов святых, Господа и Богородицы на просфорах и артосах – это поздняя традиция, свидетельствующая об утрате правильного понимания предназначения священных изображений.

Недопустимо использовать священные изображения, а также священные символы и знаки при изготовлении съедобных предметов небогослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.

 

23 ноября 2018 г. состоялось первое заседание общества «Православное искусство в современности».

В собрании по утверждению канонического и благочестивого отношения к православным священным изображениям приняли участие: Священник Алексий Кнутов; Немыченков Владимир Иванович, заместитель председателя Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России; живописец-иконописец Марина Ведут и Дарья Гордеева, руководитель православной выставки «А у Вас?».

Это неиерархическая православная некоммерческая
организация-движение информационно-образовательной направленности.

В обществе «Православное искусство в современности» войдут православное духовенство и миряне, желающие внести
вклад в распространение знаний о каноническом и благочестивом использовании православных священных изображений.

Художник Марина Ведут

Среди них в т.ч.: иконописцы, искусствоведы, журналисты. Приглашаем к участию заинтересованных людей. На периодической основе мы будем готовить для Вас интересные статьи.

Собрание общества «Православное искусство в современности» проходило на территории храма Св.Николая Чудотворца в Кленниках.

Протоиерей Николай Важнов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках показал собравшимся Иконописную школу, которая действует при храме Свт.Николая в Кленниках для всех желающих.

Поделиться:

FacebookVkontakteOdnoklassniki