В группе Арт-кластера, посвященной православному искусству в современном мире, мы будем показать не только положительные примеры, но и отрицательные. О том, как в погоне за креативностью, посягают люди на священные образы и используют их в неуместном виде.

Яркий пример на этих фото. Это торт в форме митры, который с минуты на минуты будет разрезан, потом его съедят. Вы видите, что изображено на торте в форме украшения — православный крест и икона.

Я попросила прокомментировать священнослужителя, насколько уместно использовать такие символы:
«Не соответствует церковной традиции размещение на артосах изображения Христа, а на просфорах – Спасителя, Богородицы и святых.
Просфоры и артос не являются предметами долговременного хранения, но прямо предназначены для скорого вкушения верующими во избежание их порчи. Седьмой Вселенский собор требует изготавливать священные изображения из долговечных и не разрушаемых (а значит несъедобных) материалов и не знает иконопочитания в форме поедания священных изображений.
Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне соответствует существовавшим ранее магическим практикам вкушения «обрядового хлеба» с целью приобщения к силе изображенных на нем лиц.
Использование служебных просфор и артосов с образом Христа ведет к регрессу религиозного сознания христиан и напоминает языческую теофагию – поедание бога, олицетворяемого изделиями из хлеба и злаков в форме человеческой фигуры, практиковавшейся в Древнем Риме, у ацтеков и других народов мира.
Древняя Церковь, борясь с языческими пережитками в быту и в церковном обиходе, максимально дистанцировалась от всего, что могло направить сознание людей на неверный путь, а именно в сторону от богооткровенной христианской истины и невольно спровоцировать падение в «естественную религию», какой является даже развитое язычество, а тем более магия.
Поэтому и в наше время также необходимо избегать всего, что по своему содержанию совпадает с языческими и магическими практиками».

Печать ликов святых, Господа и Богородицы на просфорах и артосах – это поздняя традиция, свидетельствующая об утрате правильного понимания предназначения священных изображений.

Недопустимо использовать священные изображения, а также священные символы и знаки при изготовлении съедобных предметов небогослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.

 

23 ноября 2018 г. состоялось первое заседание общества «Православное искусство в современности».

В собрании по утверждению канонического и благочестивого отношения к православным священным изображениям приняли участие: Священник Алексий Кнутов; Немыченков Владимир Иванович, заместитель председателя Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России; живописец-иконописец Марина Ведут и Дарья Гордеева, руководитель православной выставки «А у Вас?».

Это неиерархическая православная некоммерческая
организация-движение информационно-образовательной направленности.

В обществе «Православное искусство в современности» войдут православное духовенство и миряне, желающие внести
вклад в распространение знаний о каноническом и благочестивом использовании православных священных изображений.

Художник Марина Ведут

Среди них в т.ч.: иконописцы, искусствоведы, журналисты. Приглашаем к участию заинтересованных людей. На периодической основе мы будем готовить для Вас интересные статьи.

Собрание общества «Православное искусство в современности» проходило на территории храма Св.Николая Чудотворца в Кленниках.

Протоиерей Николай Важнов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках показал собравшимся Иконописную школу, которая действует при храме Свт.Николая в Кленниках для всех желающих.

 Православный Арт 2019. Итоги

Интересно, знать, а какое оно православное искусство в современности. 7 января 2019 года по инициативе Священника Алексия Кнутова, клирика Сретенского храма г. Дмитрова Московской обл., а также кандидата богословия, ответственного секретаря Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН, магистра теологии Владимира Немыченкова и руководителя медиа портала «А у Вас?» Дарьи Гордеевой был сформирован одноименный Арт-кластер #pravoslavie_artcluster, объединивший вокруг этой темы как священнослужителей, так и простых людей, интересующихся темой православного искусства: это религиоведы, иконописцы, реставраторы.

НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ

В течение года инициативная группа вела просветительскую работу в православных приходах, тему поддерживают федеральные медиа: радиостанции «Радонеж», «Вера», «Православие.ру», ТК «Спас» и «Царьград». Как выяснилось, проблематика уместности использования священных изображений в современном мире действительно волнует многих.

Где же заканчивается искусство и начинается кощунство

27 ноября 2019 года на итоговом заседании на тему «Священные изображения в современном дискурсе: противоречия, проблемы, достижения» в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) была затронута проблема профанации священных изображений.

Целью мероприятия стало выявление главных причины размывания в светской и религиозной среде критериев допустимого/недопустимого использования священных изображений и символов и поиски приемлемых на сегодняшний момент способов решения этой проблемы.

Организатором круглого стола выступил Аналитический центр святителя Василия Великого при участии кафедры теологии Института филологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Экспертами выступили известные российские искусствоведы, историки, религиоведы, священнослужители и общественные деятели.

Зав. кафедрой теологии МПГУ — В.В. Страхов

С приветственным словом к собравшимся от лица руководства Университета обратился проректор по развитию МПГУ, заведующий кафедрой теологии Института филологии МПГУ, кандидат исторических наук – Василий Вячеславович Страхов.

Модератором форума выступил секретарь Попечительского совета МПГУ, председатель Комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, историк – Юрий Викторович Московский.

Тематическую часть выступлений открыл диакон Илья Маслов, религиовед, старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого, представив доклад на тему «Проблемы современного иконоборчества в российском обществе». Докладчик отметил, что «иконоборчество как практика и как философия в истории христианской цивилизации никогда не прекращалось даже после догматической победы над иконоборцами и Торжества Православия в 843 г. на Константинопольском соборе. Иконоборчество сохраняло и сохраняет свои «традиционные» формы – отвержение священных изображений, физическую борьбу с ними в виде разрушения или надругательства над ними.

Выставка современного искусства в Зарядье 2019 г.
Арт объект в рамках проекта Москвы «Активное долголетие»
Книга Артемия Лебедева «Бложе мой», представленная на Non/fiction (Non/fictio№) — международной ярмарке интеллектуальной литературы в Гостином Дворе 2019 г.

«С последнего рода кощунствами, выдаваемыми за «свободу творчества» распоясавшейся горсткой «креаклов», возомнивших себя наполеонами от искусства, необходимо бороться законными мерами через суд и общественную реакцию. Это касается и издевательств над нашей исторической памятью, государственной символикой, русской культурой и тем, что условно можно назвать «светской сакральностью», – продолжил о. Илья, – Но есть проблема и посложнее. Иконоборчество как философия приобрело новые формы. Десакрализация образа происходит на наших глазах в рамках постмодернистской культуры, когда не физическое сокращение сакральных символов, а их бесконечное и бессознательное воспроизводство угрожает полным обмирщением христианской традиции. Именно это констатировал Жан Бодрийяр в своей работе «Симулякры и симуляции», называя себя и философов-постмодернистов «новыми иконоборцами».

Граффити «Крест» Л.Покраса в Екатеринбурге. Резонансное событие 2019 года, когда коммунальные службы города закатали в асфальт «произведение» знаменитого уличного дизайнера.

«А где же закон о защите прав верующих? «

Религиовед В. И. Немыченков

Комментирует Владимир Немыченков, религиовед, ведущий сотрудник Фонда апостола Андрея Первозванного: «В своем аккаунте в Инстаграм молодой автор Лаплас Покрас объясняет откуда появилась идея этого гигантского по размерам граффити «Супрематический крест»: «Плитка на Площади 1-й Пятилетки исторически была выложена в смелой форме креста, и я, вдохновившись четкими линиями, выразил в своей работе эстетику художественных течений начала 20-го века». Текст манифеста Малевича, вписанный в крест не содержит в себе ничего религиозного или антихристианского (Покрас приводит его в краткой и полной форме): «Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна. Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рыбы! Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу. Спешите! — Ибо завтра не узнаете нас». Но именно крест и стал фигурой пререкания в отзывах читателей в аккаунте автора в Инстаграм. Наряду с общими (без конкретики) восторженными отзывами на этот «авангардный» опус можно встретить и противоположные друг другу оценки самой идеи использовать форму креста для граффити. Одни ругают автора за «траурный крест» (похожий на «крышку гроба»), который он поставил на Екатеринбург не иначе как по наущению Московской патриархии. Другие, напротив, цитируют толкование Ф.Вальсамона на 73-е правило Шестого Вселенского собора, повелевающее отлучать от Церкви всякого, кто начертывает на земле изображение Креста, тем самым подвергая его попранию ходящими по нему.

Формально «Супрематичский крест» действительно подпадает под указанное правило, хотя в исторических условиях его написания имелось ввиду обычное по размерам, а не гигантское изображение Креста Господня. Желающие вывести автора из под действия 73-го правила могут привести обычный в таких случаях довод, что не всякий крест есть изображение Креста Христова (например, перекрещивание линий швов в напольной плитке, крестовина в сливных воронках кухонных моек и умывальных раковин и т.п.).

Однако для христианина достаточно одного взгляда на фотографию этого граффити, чтобы увидеть простой по форме четырехконечный крест. Верующему сердцу он, конечно, укажет на Крест Христов, а другой человек может выбрать для себя любую другую удобную ему интерпретацию. Поэтому вывод прост: верующий христианин не стал бы изображать крест на площади, по которой ходят люди и тем самым попирают его ногами.

Возможно Л.Покрас и не имел в планах кощунственное действие в отношении символа Христианства и больше спрос с организаторов фестиваля и городских властей Екатеринбурга. В наше постсекулярное время надо внимательнее относиться к любым публичным акциям, где используется религиозная символика, и консультироваться со специалистами, а не доверять собственному мнению. Тогда в российском обществе будет меньше скандальных ситуаций и не повторятся истории, подобные заказу Мосгортрансом драпировки сидений для наземного транспорта Москвы с изображением православных храмов, что кощунственно для христиан».

Обшивка сидений в транспорте с изображением храмов Москвы, 2019 г.

В ходе круглого стола Владимир Иванович Немыченков рассказал об истории обсуждаемого вопроса, попытках создать комиссию или иной профильный орган для активизации норм иконопочитания в современных условиях. Для популяризации этой темы в социальных сетях создана специальная группа «Общество ревнителей православной культуры»

В.И. Немыченков подчеркнул, что в Церкви до сих существует разномыслие относительно нормы иконопочитания и использования иконографических изображений. «Печатная икона – это образ или нет?» – обратился эксперт с вопросом к присутствующим.

Священник Алексий Кнутов, клирик Сретенского храма г. Дмитрова, предложил собравшимся презентацию с типичными примерами профанации священных изображений как в светской среде (размещение на обивках сидений московского наземного транспорта изображений православных храмов), так, собственно, и в религиозной (продажа сувениров с изображениями икон, нанесение иконографических изображений на утилизируемые печатные издания, упаковки, этикетки, размещение икон на стендах в церковных лавках на уровне ниже пояса и т.п.).

Священник Алексий Кнутов

Отец Алексий отметил, что если «для традиционного общества было характерно чёткое понимание разницы сакрального и профанного», то сегодня «профанация священного – это проявление общей деградации культуры».

По словам священника, «для ведения войны против богохульников мы должны иметь крепкие «тылы», которые позволят нам противостоять размыванию понятия о сакральном и полной постмодернистской атомизации смыслов, когда правдой становится все, чему приставляется слово «православный». «Поэтому отношение к Священном и священным изображениям в собственно церковной среде должно быть особенно выверенным и безупречным», – подытожил свое выступление о. Алексий.

Примеры «православного» маркетинга

О том, как защищать православные святыни от поругания, говорил и протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма преп. Феодора Студита у Никитских ворот, член Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии, кандидат богословия.

«Любое кощунство в отношении священных символов Православия нам надо фиксировать, а затем делать предметом жалоб и разбирательств. В этом нужно брать пример с мусульман и особенно с евреев, которые жестко реагируют на любой выпад против синагоги, иудейского праздника, какого-либо важного для иудаизма символа. Если не будем так же поступать – нас задрессируют до вегетативного состояния. Одновременно нужно наводить порядок в Церкви, навсегда убрав священные символы с упаковок, бытовых предметов, попираемых ногами поверхностей», – заявил отец Всеволод.

Прот. Всеволод Чаплин и В.В. Страхов

Выступление прот. Всеволода Чаплина вызвало дискуссию о необходимости создания специального профильного органа для изучения и решения проблем, связанных с профанацией иконографических изображений в церковной среде. Вопрос ставился об эффективности подобной инициативы, в случае если она будет официальной церковной структурой или общественной организацией православных экспертов.

Афанасий Георгиевич Зоитакис, заместитель главного редактора Издательского дома «Святая гора», кандидат исторических наук, познакомил собравшихся с проблематикой складывания иконографии св. равноапостольного Космы Этолийского (XVIII в.), иконы которому стали писать еще задолго до его канонизации.

Прот. Всеволод Чаплин и В.В. Страхов

    Е.О. Иванов — науч. руководитель Центра, канд. полит. наук

Научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого, кандидат политических наук – Евгений Олегович Иванов выступил с сообщением на тему: «Профанация священного: торговле «снедями» не место в храмах и возле них». Евгений Олегович затронул такое двусмысленное явление современной церковной действительности, как «православные кафе»: «Закономерно, что в нашу коммерческую эпоху происходит постмодернистская утрата смысла. Слово «трапезная», всегда в русском языке означавшее место для приёма пищи в монастыре, сегодня всё чаще используется в значении «церковное кафе», как элемент брендинга… Философ Людвиг Витгенштейн замечательно писал, что «значение слова есть способ его употребления. Ибо этот способ есть то, что мы усваиваем, когда данное слово впервые входит в наш язык». В язык наших современников «трапезная» всё больше входит как кафе. Между тем, трезвенное отношение к родному церковнославянскому слову напомнит нам о том, что помимо стола и пищи «трапезой» называется святой престол в храме и антиминс…»

Известный российский ученый, историк и теоретик искусства, византолог, автор концепции «иеротопии» (наука о создании сакральных пространств), академик Российской Академии Художеств (РАХ) – Алексей Михайлович Лидов отнес «псевдосвященные изображения» («православные» сувениры, наклейки, упаковку и т.п.) к сфере «чрезмерного благочестия» и отметил, что в этой сфере нужно проводить изменения деликатно.  «Правильный тезис прозвучал, что необходимо развивать современное богословие иконы и сделать его темой постоянного обсуждения. Но не надо это делать в жанре прямой цензуры», – высказал свое мнение искусствовед.

Участники круглого стола предложили в дискуссионном порядке ряд практических рекомендаций. Подробнее здесь:  «Проблемы десакрализации Церкви и общества обсудили в Москве» .

#АНАЛИТИКА #СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ #pravoslavie_artcluster

Поделиться:

FacebookVkontakteOdnoklassniki