История питерского реставратора с 10-летним стажем, перешедшего из большого искусства в искусство работы с детьми. Александра Жаркая придумала свой плоскостной театр и стала работать в детском саду, школе и в социальном центре, поддерживающем семьи в трудной жизненной ситуации.
Александра, как Вам пришла идея запустить свой плоскостной театр для детей?
Александра Жаркая: Занятия плоскостного театра я организовала год назад, в 2016 году, сначала в школе №543 Московского района, а потом в Центре социальной помощи. Ранее я рисовала различные сказки и плоскостные фигурки для детей группы детского сада, который посещал мой сын Павел, когда был маленький. Таким образом, я попробовала работу с детьми более 10-ти лет назад и в общей сложности 4 года этим занималась, но у меня было основное дело моей жизни – реставрация. Я занималась альфрейной живописью (гризайль – роспись под лепку, роспись под камень, настенная живопись и др.). Окончила Высшую школу народных искусств в Петербурге по специальности искусствовед.
А как Вы заинтересовались сказками? Почему предпочли плоскостной театр реставрации и перепрофилировалась?
Александра Жаркая: Работа реставратора очень тяжелый и опасный для здоровья труд. По состоянию здоровья не смогла больше работать. Первое образование у меня педагогическое. Я пришла в Центр социальной помощи семье и детям Московского района в 2012 году и вместе с моей заведующей, Федосовой Еленой Геннадьевной, психологом по образованию, принимала участие в занятиях кукольного театра. Куклы одевались на руку. Дети разыгрывали свои сказки, а вместе с тем проигрывали свои переживания – театр был психологический.
Идея плоскостного театра понравилась Елене Геннадьевне и она советовала мне осуществить свои замыслы. После того, как моя заведующая перешла работать в Региональный Центр Семья, я вернулась к плоскостному театру, написала программу.
Долго я к этому шла. Подогревали мой интерес воспоминания из детства. Моя бабушка большое внимание уделяла тому, чтобы я соприкоснулась с народной культурой, помню, как мы ходили с ней на питерский рынок, куда часто приезжали мастера из разных городов, и я бежала со всех ног, чтобы посмотреть народные произведения, я чувствовала невероятную энергетику, тепло рук создавших эти предметы. Полностью понимание сложилось, когда я окончила ВУЗ, у меня были замечательные, уникальные педагоги, они научили меня понимать смысл народной символики, которая хранит в себе до сих пор глубинное и неразгаданное. Мое мировосприятие перевернулось. Поэтому сейчас я сама хочу открыть им мир с помощью сказок и передать детям опыт предыдущих поколений.
Расскажите, пожалуйста, об истории плоскостного театра. В открытых источниках об этом мало информации.
Александра Жаркая: Я не могу с точностью сказать, как давно возник плоскостной театр. Одним из основоположников можно назвать Ханса Кристиана Андерсена. Знаменитый сказочник родился в очень бедной семье, вырезал куклы из бумаги, играя, сочинял сказки. У него была мечта стать актером, но он был очень скромным, стеснительным человеком. Несмотря на это Андерсен посетил много стран и в силу своей любознательности, открытости миру и развитому воображению стал великим сказочником мира. Когда мы с детьми изучали его биографию, дети были искренне удивлены и обрадованы тем, что создают свои куклы, также как некогда великий сказочник.
Как Вы это делаете? Как происходит сам процесс?
Александра Жаркая: Мне пришла идея плоскостного театра, где дети не просто играют с готовыми куклами, а сами участвуют в их создании.
При создании кукол дети вовлекаются в творческий процесс, при распределении ролей преодолевают стеснение, учатся слышать друг друга. Я даю свободу выбора, кем бы они хотели быть, какого героя реализовать. Дети рисовали куклы сами, но иногда мы брали изображения из компьютера. Самыми ценными являются конечно же куклы, полностью созданные участниками от начала и до конца.
Ребятишки разучивают сказку в момент изготовления куклы, я фоном включаю им аудио запись той сказки, которую мы будем ставить, а когда куклы готовы, на импровизированной сцене мы разыгрываем саму сказку.
Какие материалы дети используют при создании кукол?
Александра Жаркая: Для создания кукол используем плотный картон, гуашь или акриловые краски. Для декорирования: ткань, перья, стразы. Ребенок сначала рисует, потом раскрашивает и украшает.
Дети все сказки понимают?
Александра Жаркая: Да. Моя цель – знакомить детей не просто со сказкой, а через нее показать детям эпоху, страну, достопримечательности, о которых в сказке идет речь. Мы уже приобщились к культуре многих стран: России, Франции, Германии, Дании, Англии, и других. Я знакомлю ребятишек с биографией самого автора сказки. К примеру, Шарль Перо жил во Франции, я показываю столицу Париж, многие дети узнают Эйфелеву Башню и другие достопримечательности страны. Показываю портрет автора, говорю, что он был образованным человеком, ввел народную сказку в жанр высокой литературы и создал свой сборник сказок задолго до того, как возник наш город Санкт-Петербург. Если у детей возникают вопросы, я поясняю. Мой метод показал – так, они еще лучше запоминают сказки, даже совсем маленькие дети. К примеру, я показываю, как Золушка могла выглядеть в то время, когда жил Шарль Перо, и как сейчас она выглядит.
Или Кот в Сапогах – вот он в эпоху Барокко: и шляпа, и аксессуары того времени, а здесь уже кот из известного мультфильма «Шрек». Как бы ни менялся его образ, он все равно остается котом. Детям очень нравится сравнивать.
По какому принципу Вы отбираете сказки?
Александра Жаркая: Моей целью было познакомить детей с самыми различными сказками мира и, конечно же, с русскими народными сказками. Я беру самые разные сказки. Огромное богатство нашей страны – мультфильмы и фильмы советского времени, мы старались смотреть сказки моего детства. К сожалению не все дети сейчас знают их. Недавно посмотрели с ними Царевну — Лягушку 1957 года выпуска. Невероятно красивый мультфильм, советую посмотреть, правда, сейчас он немного потемнел от времени, надеюсь, его восстановят. Дети были поражены красотою мультфильма. Или «Бременские музыканты», более поздняя работа «Союзмультфильм», но от этого не менее славная. Под этот замечательный мультфильм ребятишки во время изготовления кукол подпевали каждый свою роль.
И благодаря этим занятиям, я надеюсь, они больше будут, пусть не читать, ну, хотя бы найдут эти сказки, посмотрят экранизацию или мультфильм. Мы же повторяем театральную постановку через какое-то время, и, знаете, они все запоминают! Потом мне рассказывают.
Неужели дети всегда и все сказки понимают?
Александра Жаркая: Конечно, бывают случаи неожиданные. К примеру, первоклашка девочка Влада — очень впечатлительный ребенок. Мы стали прослушивать сказку «Мальчик с пальчик» Братьев Гримм и она очень испугалась, попросила выключить, не слушать конец. Да, у Братьев Гримм достаточно страшные сказки. Сказка несет в себе отображение эпохи, быта народа, характера героев того времени. Такие сказки более понятны взрослым.
Когда мы проиграем сказку, обязательно ищем в ней мораль. Важно, чтобы они сами сказали, для чего сказка была написана, чему учит — это обязательно! Каждый высказывает свое мнение, что именно он думает.
То есть Вы даете им пищу для ума, равно как и поле для творчества?
Александра Жаркая: Абсолютно верно. Когда они уходят с занятия, они делают куклы даже дома.
Был такой случай, когда двойняшки, девочки Алиса и Олеся, придя первый раз на мое занятие, вдохновились так, что по возвращению домой сделали целую серию кукол. Я им на занятии показала, как сделать простую куклу, используя для волос шерстяные нитки.
И когда мама девочек принесла на следующее занятие большую коробку и в удивлении сказала мне: «Только посмотрите!» И действительно каждая из девочек сделала по 3 куклы. Они надели на них современные наряды, сделали по нашему образцу из картона, добавили стразики, аксессуары, каждой кукле свою прическу.
Пожалуйста, продолжите фразу: «Мое творчество для меня – это …
Александра Жаркая: …невероятная радость. Я счастлива, когда слышу, как дети бегут по коридору школы – спешат ко мне на занятие, и это несмотря на раннее субботнее утро! Время вместе с ними пролетает незаметно. Также радуюсь, когда дети с удовольствием приходят на занятия в наш Центр.
«Своим творчеством я хочу сказать миру …»
Александра Жаркая: Я несу добро и я это чувствую. Моя миссия как реставратора всегда была в сохранении памятников культуры, а сейчас моя миссия — в передаче опыта того или иного народа с помощью сказок нашим детям.
Сейчас, к сожалению, родители мало уделяют внимания устному народному творчеству. Мамы мало читают или совсем не читают сказки на ночь своим детям, не поют колыбельные песни. А ведь сказка несет функцию важную, она учит жизни, смекалке, открывает опыт предыдущих поколений.
Сказка развивает воображение, что для каждой личности есть жизненно необходимое, и, конечно же, сказка учит размышлять, оценивать ситуацию, у нее очень много функций. А мои занятия в плоскостном театре учат детей общению и социальной адаптации, учат договариваться! (от ред. улыбается).
Average Rating