Квадрат… Геометрия, Алгебра, искусство, философия? А может даже и религия? Или просто банальная символика, как Вы думаете? Давайте порассуждаем вместе.
Ну, с геометрией и алгеброй в этом случаи всё понятно, квадрат точно вписывается в этот сегмент. А значит в него заложена числовая структура. Это для тех, кто умеет и любит считать. Переступаем черту математических точностей и мы уже оказываемся во власти искусства, в котором к точным расчётам сюжета добавлены эмоции. О этот чувственный, таинственный мир, он влечёт нас и пугает своей способностью обнажать самое сокровенное в человеке. Да, но причём здесь квадрат, спросите Вы. Однако… Эта на первый взгляд простая фигура интриговала и интригует воображение артистов, философов и конечно зрителей.
В 1617 году Роберт Фладд пишет свой квадрат под названием «Великая тьма». И началось… Художников манит тема «чёрного квадрата»: Берталь, Гюстав Доре, Пол Билхолд,.. и наконец Казимир Малевич! Именно его квадрат порождает теорию Супрематизма в живописи и массу версий, обсуждений и вот уже более ста лет о нем не устают говорить.
За эту картину коллекционеры готовы выложить крупные суммы. Почему? Пожалуй потому, что художник заложил в работу послойные секреты. Раскрывая которые, сознание начинает принимать и транслировать Мир «шире». Например, «Чёрный квадрат» некоторые способны видеть многоцветным кубом и он написан без использования чёрной краски. Какое отношение «Еврейский квадрат» Анатолия Фатахова имеет к «Чёрному квадрату» Малевича спросите Вы? Самое что ни на есть прямое.
Анатолию Фатахову удалось филигранно снять один из слоёв зашифрованных Казимиром Малевичем в «чёрный квадрат» и открыть перед зрителем сакральность еврейской натуры. Простота в прочтении символов: Тора, ровен , семейные узы, рыба… как гармонично, как крепко дополняют и укрепляют эти стороны друг друга, тем самым создавая устойчивость. Вся композиция сбалансирована и отцентрована, а сочность цветовой гаммы создаёт насыщенность жизни и это воздействует магнетически. А вот и точка сопричастности этих двух работ – магнетизм.
Художник Фатахов умело обыгрывает кубический стиль с философией супрематизма.
В своей статье «О философских истоках беспредметного искусства» американский историк искусства Шарлотта Дуглас пишет о том, что взгляды Малевича на устройство мира, как и его положения о роли искусства, были родственны мировоззрению кубистов, орфистов и итальянских футуристов; при этом они обнаруживают довольно подробное понимание тогдашних дискуссий о новой живописи».
Как никогда, супрематизм насытился кубизмом, перед которым «спасовал» сам Пикассо, художнику Фатахову удалось обернуть процесс и философскую идею супрематизма транслировать через призму кубического эквивалента. И в работе Малевича, и в работе Фатахова использованы простые символы наделённые глубоким смыслом. И этот смысл даёт импульс осязать жизнь.
Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали, к математике и посчитаем чего стоит «Еврейский квадрат» Анатолия Фатахова: одна сторона – магнетизм; вторая – еврейские ценности; третья – качественная живопись; четвёртая – перспектива. А вот что получите Вы от этой картины, рассчитайте самостоятельно.
© Арт-критик Юлия Савицкая, Florence Art Deposit Gallery (Флоренция, Италия)