С 21 по 24 сентября 2023 г. в музее Москвы проходил четвертый выпуск ярмарки молодого современного искусства «blazar».
Blazar – ярмарка, основанная в 2020 году, где собрались работы не только участников галереи, начинающих независимых художников и творцов, но и творческие объединения и учебные заведения, создающие современное искусство.
На ярмарке каждый может найти что-то близкое своей душе, проходя мимо стендов с разнообразными инсталляциями: дискуссии на тему арт-индустрии, перфомансы, возможность приобрести картину или интересную скульптуру, мастер-классы для всех желающих и детские экскурсии. Всем желающим с выбором работ на ярмарке помогают медиаторы, прошедшие обучение у команды blazar.
Каждый уголок в музее так и пестрит молодым современным искусством. Например, техно-бестиарий Марии Фёдоровой, через который художница рассказывает нам о будущей эволюции космического тела Земли и ее околоземного пространства.
«Платформа Форма существует с 2011 года и старается показать синтез искусства виртуального и искусства реального в восприятии людей. В своей работе техно-бестиарий, Мария Фёдорова старается стереть грань восприятия реального и виртуального мира. Бестиарий это что-то около 15 века, что-то происходящее близко к средневековью, когда люди пытались понимать что окружает их, какие животные, что происходит в мире, развитие астрономии, открытие новых созвездий. Мария Фёдорова показывает неоном эти самые созвездия, где герои данной инсталляции изображены на 3D голограммах. Было бы здорово, если бы люди сместили восприятие с централизации человека как отдельного существа на планете, обращая внимание на взаимодействие с животными, растениями, природой и космосом в целом. Чтобы люди послушали что происходит вокруг» – менеджер Платформы Формы Леонид.
Помимо обычных гостей, на выставке был и четвероногий помощник, добавляющий шарма инсталляции.
Коллектив авторов с ироничным названием «МОМА», за которым скрываются братья близнецы Олег и Алексей Медведевы, вызвал на открытии ярмарки настоящий ажиотаж своим масштабом картины и тем, что она является сильнейшей живописной работой на blazar по словам Марии Решетиной, медиатора инсталляции: «Она далека от какой-то декоративности, какой-то интерьерности, хотя она, безусловно, эстетская и интерьерная. Здесь очень серьезный посыл: расщепление сознания, расщепление физики, некая антропоморфная абстракция, вдохновленная и эстетикой Френсиса Бэкона и творчеством Сальвадора Дали».
Для художников ярмарка большая возможность выступить публично, возможность показать себя и сделать рывок в начале карьеры. В случае с «МОМА» – это способ показать новую живописную тенденцию, которой сейчас очень мало в современном искусстве.
Машалла редко участвует в подобных мероприятиях и в ярмарке приняла участие для того, чтобы посмотреть на ее изнанку. Свои скульптуры мотыльков художница называет терапией: Машалла очень сильно боялась «мохнатых насекомых» и в момент, когда она пришла к созданию скульптур, решила, что мотыльки и моль – то самое, с чего бы ей хотелось начать. «Единственный способ что-то сделать – это начать что-то делать. Чем больше этого будет, тем быстрее придет осознание того, что ты хочешь показать, что сказать, есть ли у тебя то, что хотелось бы донести. В этом процессе придет и все остальное: люди, вдохновение и так далее».
Но если говорить только о тех, чьим искусством вдохновлялись гости, то не сможем услышать тех, кто пришел на ярмарку. Злата Егорова пришла на выставку, чтобы получить впечатления от каждой представленной работы: «У меня достаточно остро стоял вопрос к коммерциализации искусства в плане того, насколько оно должно продаваться и насколько пересекаются визуальные впечатления и чувства с продажей своих работ. Мне нравится насколько много появилось новых способов продажи и монетизации искусства. И то, что сейчас используются новые технологии, их не избегают. Нейросети, какие-то цифровые приблуды, через которые художники могут проявить себя».
Варвара Медуницына пришла на выставку вместе со Златой. У нее, как у практикующей художницы, есть вопросы по процессу создания работ и по технологиям, по которым работают более опытные мастера.
Варвара Медуницына окончила Школу Дизайна НИУ ВШЭ по направлению Современное искусство в 2023 году. Работы художницы вдохновлены постгуманистической теорией, антропологией, телесностью и формой. «Ты ходишь и замечаешь столько интересных приемов, комбинаций! Хочется погрузиться в каждую работу. Даже художники, которых я не знаю, поражают разнообразием своих идей, тем, как они приходят к ним, расширяя свой кругозор и поле действия в области материалов мне очень интересно. Я работаю больше с темой органики и жизненной энергией. Я временами изучаю антропологию, теорию, пытаюсь понять как это работает, как это ощущается, и на основе этого создаю свои работы» – делится Варвара Медуницына.
Современное искусство – это не только красочные картины и уникальные инсталляции, но и способность видеть мир в новом свете.
Фотокорреспондент Ольга Бойко.