1 0
Read Time:7 Minute, 21 Second

В преддверии пятого юбилейого сезона всероссийского Фестиваля «Время, вперёд!» медиа портал “А у Вас?” пообщался с куратором Фестиваля Татьяной Авдеевой, чтобы узнать, что нового ждет зрителей и участников пятого юбилейного сезона, чем планируют удивлять организаторы и почему на мероприятие обязательно стоит идти начинающим художникам, представителям крупных компаний и коллекционерам.

Татьяна, расскажите, пожалуйста, о концепции и идеологии мероприятия, чем оно отличается от других. Хотелось бы понять, в чем главная идея Фестиваля и как ее удается донести до зрителя?

Татьяна Авдеева: Главная идея Фестиваля «Время, вперёд!» – поиск красоты и гармонии в созидательном труде, плоды которого окружают человека каждый день. Труд отражен в любой вещи, которой пользуются люди, любой предмет носит не только прикладной характер, но и напоминает о ценности человеческой деятельности. Мы уверены, труд обогащает человека, делает его лучше. На выставке можно своими глазами увидеть, как через искусство раскрывается тема труда, погрузиться в атмосферу цехов, фабрик, заводов – пространств, которые редко изображают в художественных произведениях. Кроме того, на Фестивале ярко показан потенциал промышленной и аграрной сферы – демонстрируется, чем сегодня мы можем гордиться.

Работать над темой труда, наверное, сможет не каждый? Означает ли это, что в Фестивале смогут принимать участие только профессионалы?

Татьяна Авдеева: Это довольно частый вопрос. Нам нередко звонят участники и спрашивают, нужно ли прислать подтверждение, что они состоят в Союзе художников или имеют профессиональное образование. Отвечу. Ничего из этого не требуется, в Фестивале может принять участие любой желающий. Даже призовые места у нас могут занимать начинающие художники, любители. Например, в этом году одним из лауреатов стала Мария Кирстя с работой «Пшеничные нити» – она не профессиональный художник, рукоделие – ее хобби, однако, представленная ею вышивка, изображающая пшеничные поля с высоты птичьего полета, очень понравилась членам жюри. Также нам подает заявки огромное число студентов. Для них участие в Фестивале – уникальная возможность попасть на производство, своими глазами увидеть жизнь рабочих, фермерских хозяйств, заводов. 

В рамках Фестиваля вы организуете выезды на предприятия, чтобы художники могли посмотреть на производство вживую? Как попасть на такой пленэр?

Татьяна Авдеева: Да, мы много лет проводим подобные выезды. Все начиналось со студентов МГАХИ им. Сурикова – в первый раз нам удалось договориться с заводом «Ростсельмаш». Мы были у них целую неделю. Потом подключились другие предприятия. Часто на заводах для нас проводят экскурсии, знакомят с рабочими, рассказывают и показывают, как функционирует производство. Обычно подобная атмосфера для художника в новинку – здесь ему очень важно уловить реальную жизнь цеха, ощутить ритм рабочей жизни, поймать вдохновение. Отмечу, попасть на такие выезды можно бесплатно. У нас на сайте есть раздел «Заводы», где можно найти список предприятий, с которыми мы сотрудничаем, и выбрать конкретное производство, интересное именно вам. При регистрации будет видно, в какой день проводится выезд – затем добавляйте себя в подходящую группу. Обычно на предприятия собирается до 20 человек. Если вам не удалось попасть на ближайший пленэр или вы хотели посетить предприятие, которого нет в списке, можно написать мне и оставить запрос на экскурсию на интересующую площадку. Как раз сейчас, весной, у нас начинается сезон пленэров.

Очень интересная практика. С какими предприятиями у вас уже налажено сотрудничество и как заводу стать партнером Фестиваля?

Татьяна Авдеева: У нас около 35 заводов, с которыми мы сотрудничаем. Среди самых крупных – «Ростсельмаш», «Петербургский тракторный завод», «Меркатор Калуга», «Воронежсельмаш», «AMAZONE Евротехника», «Череповецкий литейно-механический завод» и другие. Чтобы стать нашим партнером, достаточно написать мне на почту. Кроме того, мы участвуем в таких мероприятиях, как ежегодный Съезд ассоциации «Росспецмаш», Чемпионат по пахоте от АО «Росагролизинг», Агросалон – здесь также можно увидеть наши стенды. В рамках подобных выставок с нами часто знакомятся и приглашают на производства представители предприятий, генеральные директора, заместители, сотрудники отдела PR. Компаниям очень важно показать свою деятельность, познакомить с работой. Мы всегда рады и готовы к общению.

Давайте теперь более подробно поговорим о самом Фестивале – из чего он строится помимо финальной выставки?

Татьяна Авдеева: В рамках Фестиваля весной проходят заводские пленэры, до сентября ведется прием заявок, осенью жюри отбирает полуфиналистов, а затем идет подготовка к финальной выставке. Параллельно с финальной выставкой у нас проходит лекторий в одном из отведенных залов – здесь есть возможность послушать лекцию от искусствоведов и художников. Также проводится большое число мастер-классов, где можно научиться чему-то полезному. Лекции и мастер-классы интересны не только посетителям Фестиваля, но и самим художникам. Например, в Фестивале много лет подряд участвует Александр Савеленко из Ростова-на-Дону. Его работы ранее оценивались членами жюри, и он не раз занимал призовые места. Для москвичей – начинающих художников, студентов, учащихся – встреча с профессиональным ростовским художником и преподавателем – отличный шанс поучиться у него, взглянуть на его технику вживую. А лично меня в этом году заинтересовала лекция от художника-реставратора Виктории Яковлевой – было любопытно послушать о деятельности ее бригады реставраторов, узнать, с какими открытиями они сталкиваются в работе.

Что помимо знаний и новых навыков по итогу Фестиваля получают художники? Покупают ли их работы коллекционеры?

Татьяна Авдеева: Конечно. Я часто слежу за судьбой работ за пределами Фестиваля. Многие произведения – картины, скульптуры – покупают партнёры Фестиваля или те предприятия, на которых они создавались. Некоторые приобретаются для внутризаводских музеев или в корпоративный офис. Кроме того, уверена, наши работы могут представлять большой интерес для коллекционеров – они выполнены на достойном уровне, в проекте участвует достаточно много профессиональных художников, скульпторов, специалистов по декоративно-прикладному искусству. Плюс после участия в Фестивале статус произведения повышается, его можно неплохо продать. Одной из таких работ могу назвать «Конную косилку» Евгении Дубровиной – это пластически тонкая работа, считаю очень достойным подарком или предметом коллекции.

А какие ещё работы Фестиваля вы могли бы выделить? Давайте составим ТОП-5 произведений, мимо которых невозможно пройти на выставке.

Татьяна Авдеева: Первой назову Елизавету Нетребу из художественного лицея Екатеринбурга. Суровые, резкие линии ярко выделяют ее картины на фоне других произведений. Глубокие синие тона перекликаются с теплыми яркими работами художников из Краснодара и Ростова-на-Дону. Выделю ее работу «Промысел».

Елизавета Нетреба, “Промысел

Второй отмечу Анастасию Нестерову, «На празднике Жатвы», которая в этом году заняла первое место. Эта картина – образец традиционной суриковской школы. Очень нравится композиция и то, как в картине подобраны оттенки, прорисованы лица, фигуры.

Анастасия Нестерова, “На празднике жатвы

Третьим будет Иван Торопов из Новоалтайска. Он много пишет с натуры. Например, у него есть серия работ о трактористах. Однако мне ближе картина «Озимые», где машины идут по зеленому полю и опрыскивают пшеницу. От этой работы веет свободой, чувствуется масштаб. Недаром именно это произведение подарили нашему основателю и идеологу Фестиваля Константину Бабкину.

Иван Торопов, “Озимые”

Следующая в списке – Ольга Сорокина и ее работа «Вечер в поле». Здесь изображена техника, птицы, скошенная трава. Мазки на картине сочные, если подойти поближе – хорошо виден рельеф. Удивительно, многие зрители не поняли и не разглядели эту работу, но я с ними не соглашусь: техника «импасто» – очень интересная, из-за этого картина напоминает импрессионистов.

Ольга Сорокина, “Вечер в поле

Ещё хочу выделить Александра Зорина из Смоленска. Его картина «Затон Новосибирск «Зимовка» понравилась мне композицией, перспективой, техникой. Затон, уходящий вдаль, снег – все сделано на оргалите рельефной пастой, создаётся ощущение, что предметы на картине двигаются на нас.

Александр Зорин, “Затон Новосибирск “Зимовка”

Татьяна, заметили, что много художников из регионов. Планируете ли вы и дальше расширять географию участия?

Татьяна Авдеева: В этом году нам бы очень хотелось провести выставку на Дальнем Востоке, на Урале. Есть идея показать наших художников в Перми, в Березниковской галерее. Кроме того, в планах – совместный проект с Министерством образования и науки: выставка, привлечение к участию в Фестивале вузов. Наша цель – расширить географию, чтобы люди в России приобщались к теме труда, чаще говорили о позитивном искусстве.

Давайте более подробно обсудим грядущий Фестиваль. Что ждет участников в этом году? Чем планируете удивлять зрителя? Какая тема пятого, юбилейного сезона?

Татьяна Авдеева: Тема у нас всегда одна – созидательный труд. Однако если раньше все произведения были подчинены исключительно аграрной тематике, сельскому хозяйству, то сейчас подобных ограничений нет, спектр расширяется – художники рисуют ткачих, металлургов, рыбаков и всех, чья профессия связана с созидательным трудом.

В этом году, как и всегда, участников ждёт пространственный интерактив: лекции и мастер-классы. Среди лекторов интересно увидеть профессиональных искусствоведов. Например, планируем привлечь к сотрудничеству Алексея Петухова из ГМИИ им. Пушкина – хочется, чтобы ценность работ Фестиваля оценили с искусствоведческой точки зрения, показали, какой вклад мы привносим в художественную традицию. Обязательно сохраним текущее число мастер-классов и будем думать, какая ещё тематика заинтересует наших посетителей.

Кроме того, в юбилейном сезоне мы ввели новую номинацию – «Инсталляция». Это позволит интереснее задействовать окружающее пространство и отразить идею Фестиваля ещё одним художественным способом. Отмечу, выставочные площади в текущем году вырастут в два раза – у нас появится возможность показать на мероприятии полуфиналистов. Например, в четвертом сезоне поступили 1300 заявок и хотя среди них было больше половины достойных работ, до выставки дошли лишь 200 произведений. В этом году у многих участников действительно повысится шанс быть увиденными. Главное – четко следовать теме и не бояться проявить себя.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Поделиться:


Дарья Гордеева
daria_gordeeva@mail.ru