Новой героиней медиа портала “А у Вас?” стала создательница проекта “Музыка Нашего Времени” Карина Погосбекова. Цикл концертов современной академической вокальной музыки с участием звёзд российской и мировой оперы Карина Погосбекова вместе с командой единомышленников проводит два раза в год. Традиционно в сентябре в Рахманиновском зале Московской Консерватории и в апреле в Малом зале Зарядья.
Карина, как давно Вы занимаетесь своим творческим проектом? Почему из всех профессий выбрали именно музыкальное направление?
Карина Погосбекова: Профессиональная деятельность у музыкантов начинается очень рано – обычно с 4 – 5 лет. Ведь музыка, как спорт – очень много физических, психологических и эмоциональных навыков нужно наработать, это сложнейший комплекс умений. Фигуристы, гимнасты – все начинают рано. Также и мы, музыканты. Я начала заниматься музыкой в 4 года. У меня определили абсолютный слух, а абсолютный слух это серьезный повод для того, чтобы отдать ребёнка в музыку. С тех пор и началась моя жизнь в профессии. Я родилась и живу в Москве, здесь высочайший уровень музыкальной культуры. Я закончила Центральную Музыкальную Школу, а затем Московскую Консерваторию.
Выступала как сольный пианист, в ансамблях с разными инструментами, но больше всего мне понравилось музицировать совместно с вокалистами, что и стало в итоге моей основной деятельностью. В союзе с певцами мне нравится сочетание работы над музыкой с работой над актерской, драматической стороной. Возможно во мне живет нереализованная тяга к актерству. А может, когда-нибудь я ее и реализую, как знать! Когда я была маленькая, мне очень нравилось ставить кукольные спектакли дома на подоконнике. Я сочиняла сюжет, тексты, говорила за всех героев разными голосами, и это доставляло мне неописуемое удовольствие. Кроме того меня всегда очень привлекала современная музыка, ведь она про нас, про наше время. В музыке, которая только что написана, ты как исполнитель не скован традициями, а сам их создаёшь, к тому же ты находишься на острие событий, буквально делаешь историю. А музыка, написанная давно, подчас звучит неактуально, устарела, либо обросла большим количеством исполнительских штампов. Сочетание всех этих увлечений и склонностей и подтолкнули меня на создание серии концертов современной вокальной музыки – камерной и оперной. Назвали мы наш проект “Музыка Нашего Времени”. Главное для нас – находить новую красивую музыку, и если нам удается дать ей исполнительскую жизнь, помочь войти в постоянный репертуар музыкантов – то это прекрасно.
Как Вы это делаете? Как происходит сам процесс?
Карина Погосбекова: Организация такого проекта – дело очень сложное. Для начала нужно подобрать интересную программу. Меня часто спрашивают, где мы находим музыку. Из разных источников – что-то предлагают исполнители, что-то присылают композиторы, что-то я нахожу сама. Цикл концертов “Музыка нашего времени” посвящён вокальной музыке, но вокал здесь понимается широко – это и оперный вокал, и хоровая музыка, и электронные эксперименты, и современные вокальные техники, и терменвокс (электрический голос) и многое другое. После того, как подобрана программа нужно подобрать исполнителей. Если исполнители сами принесли произведения, то здесь всё ясно, они и будут их исполнять. В других случаях нужно хорошо подумать – кому подойдёт эта музыка, в чьем исполнении она будет звучать наилучшим образом.
Очень важно, чтобы произведение нравилось исполнителю, в противном случае ничего хорошего не выйдет. Однажды я предложила одному замечательному певцу исполнить вокальный цикл – очень красивый, но с тяжелым и трагическим текстом. Он посмотрел ноты и сказал: “Мне надоело петь о том, как мальчик УБИЛ девочку, я хочу спеть о том, как мальчик ЛЮБИЛ девочку“. Я поняла его и предложила другое произведение – очень позитивное, которое он и исполнил с большим удовольствием. Есть еще одна сложность – часто мы исполняем произведения впервые, и сложно спрогнозировать заранее, как они будут звучать, какое впечатление произведут на слушателей. Бывает, кажется, что произведение должно иметь большой успех, а оно проходит незамеченным, а бывает, думаешь, что номер будет проходным, а именно он вдруг выстреливает.
На успех новой незнакомой музыки влияет много факторов, но самое главное – это высочайший уровень исполнения. Известную музыку можно исполнить чуть похуже – спасет фактор узнавания, с незнакомой музыкой халтура не пройдет никогда. Но даже с высококлассными певцами, а в концертах проекта “Музыка нашего времени” принимают участие только такие исполнители, нет гарантии, что произведение попадет в цель, выстрелит. Результат заранее неизвестен. Поэтому, конечно, всегда есть волнение – как пройдёт концерт, как будет реагировать публика. А реагирует она очень интересно, и всегда по-разному. И что не перестает меня поражать – насколько разные у людей вкусы. Зачастую про одно и то же выступление один человек говорит, что это был лучший номер концерта, а другой – что худший. Поэтому, конечно, перед концертом всегда есть волнение: как это прозвучит, как будет воспринято. А после – чувство удовлетворения от того, что то, что существовало и звучало в воображении – воплотилось в жизнь. Это необыкновенно приятное чувство. Сложность и повышенная ответственность для меня состоит ещё и в том, что я не только организатор, но и исполнитель. На своих концертах я исполняю партию фортепиано. Сочетать организационную и творческую работу сложно, но мне это очень нравится, доставляет огромное удовольствие, а сложности только усиливают азарт.
Творчество для меня – жизненная необходимость. Может быть не слишком возвышенную аналогию приведу, но точную – оно как чувство голода. Когда ты голоден, то ты должен поесть. Когда жажда творчества в тебе ищет выхода, то ты должен ее удовлетворить. Например, в летний отпуск, когда концертов нет, я начинаю чувствовать, как творческая энергия накапливается, и тогда необходимо срочно что-то делать, чтобы ее потратить: например, сажать красивые цветы в саду, либо ехать в интересное путешествие – это для меня тоже своеобразный вид творчества. Но также необходим и отдых от постоянного творческого напряжения – иначе может начаться выгорание, и работа превратится в рутину.
У Вас есть мечта?
Карина Погосбекова: Моя мечта – чтобы для нас, специально для нашего фестиваля “Музыка нашего времени” писалось много музыки, и чтобы мы имели возможность заказывать ее на свой вкус. Но здесь всё, конечно, упирается в вопрос финансов. Поэтому нужно работать в этом направлении.
Что сейчас в планах?
Карина Погосбекова: Сейчас в наших планах максимально успешно провести концерт в Рахманиновском зале Консерватории 23 сентября 2023 г., а затем заняться отбором музыки и исполнителей для следующего концерта, который состоится 15 апреля 2024 г. в Зарядье.