Посетить концерт или фотовыставку? Вопрос, волнующий многих эстетов, любителей культурных мероприятий. Как сделать выбор между двумя удивительными, совершенно не похожими друг на друга способами творческого самовыражения? Кирилл Попов – оперный певец, педагог, организатор проектов, художественный фотограф, стипендиат министерства культуры Свердловской области, член СТД РФ – решил на практике ответить на эти вопросы.
В Екатеринбурге Кирилл Попов организовал необычный музыкальный проект, где представил наряду с концертом «Под сенью дружных муз» свою авторскую выставку фотоживописи «Снился мне сад» (Екатеринбургский Дом актера).
*все фотографии предоставлены Кириллом Поповым
Нам удалось узнать мысли и планы маэстро. Вот, что, по мнению Кирилла Попова, общего между музыкой и фото:
“В музыкальном исполнении в какой-то момент появляется «драйв» и понимание, что ты хочешь сделать в рамках работы над произведением, выражении его смысла. Иногда то, что приходит на сцене, совсем отличается от изначального замысла. Так и в работе над фото. И технически – в начале съёмки ведь идут эскизы (то же самое и в пении – впевание), потом более осмысленная эмоциональная работа. Общее – это осмысление, эмоциональное вложение в работу. Кроме того, я заметил, что если я делаю такой проект, где, с одной стороны, концерт, с другой, фотоживопись, мое музыкальное творчество становится более объемным, я раскрываюсь с новых сторон”.
Кирилл Попов рассказал, почему свои работы он называет фотоживописью, а не просто художественным фото:
“Я отношусь к созданию фотографии как к созданию живописной работы, в моей художественной практике были также и ювелирные изделия, и графические рисунки. Когда я решил так называть свои фотографии, мне захотелось тем самым подчеркнуть их художественный аспект. При этом я стараюсь оставить идентичность фотографии, поэтому не пользуюсь специальными программами, наподобие “картины из фото”, способными превратить любое фото в полное подобие масляной живописи. Я ищу более “аналоговые” методы, как я уже говорил, начиная со способа съёмки”.
Многие гости замечали “отпечатки природной красоты” в работах Кирилла Попова. Но что означает природное красота для маэстро:
“Природная красота – то, что нам дано для гармоничной и здоровой жизни. Человек так устроен, что способен воспринимать красоту с глубокого детства без объяснений, это благо по определению. Это очень интересный вопрос: сложно объяснить необходимость красоты чисто генетическими вещами, как потребности человека в положительных эмоциях (помните, беременным советуют смотреть на красивое и т.п.). Все-таки вся история культуры человека говорит о том, что красота – это какое-то абсолютное понятие, выходящее за рамки научных объяснений, скорее восходящее к свойствам души. Говорят же – «красота души» – то, что часто дается человеку с рождения и то, что он порой теряет в перипетиях жизни. И красота, красота природы это ведь единственное, что человека гармонизирует по определению. Что же касается моих работ, я стараюсь работать так, чтобы произведение оформилось скорее неосознанно, но при этом моё сиюминутное эмоциональное состояние и ощущение жизни очень явно переходит в работы, что и отмечает публика. При этом, конечно, я нахожусь под впечатлением природной красоты, но стараюсь замечать то, что, возможно, на первый взгляд незаметно. Можно сказать, я живу красотой, она меня питает”.
Музыкант с радостью поделился своими философскими рассуждениями, есть ли у искусства определённые функции:
“Я считаю, что искусство должно помогать жить, поддерживать, создавать конструктивное настроение, развивать. Бывает, что художественная работа – это отражение каких-то жизненных ситуаций, перешедших в образы, снятие напряжения от переживаний. Например, одну работу («Погружение») я сделал под впечатлением трехчасового дозвона до поликлиники во время пандемической изоляции. И конечно, при этом получаются не очень “весёлые картинки”, но все равно, они не должны иметь выраженного деструктивного действия. Искусство должно созидать внутренний мир, а не разрушать его, вокруг и без того много всего, что может его разрушить, помогать пережить трудную ситуацию, а не способствовать тому, чтобы человек опускал руки”.
Кирилл Попов поделился мыслями о дальнейшем развитии своего музыкально-художественного проекта:
“Пока то, что я делаю, отражает лишь часть моих интересов, то есть проекты дробятся на составляющие, в зависимости от их отдельного направления. Хотя изначально был замысел представить сразу все в переходе от одних состояний (эмоциональных, эстетических) к другим, весь проект так и называется – «переходный период». Но, вероятно, это правильно – части очень объемны и требуют своего развития, проработки. Тем более, музыкальная часть – отдельная развивающаяся история в рамках основной профессии, я ведь все-таки профессиональный музыкант. К слову – в проекте о котором идет речь (он посвящен юбилеям великих – А. Пушкина и композиторов М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова) визуальная сторона была усилена театрализацией: для создания атмосферы 19 века в нем участвовал Екатеринбургский клуб исторического костюма и танца, “Pas de côté” Я очень надеюсь, что продолжится и тема Мексики, ведь это тоже красиво, и я думаю совместить творчество со своими мексиканскими концертами, мои работы здесь подходят по колориту, ведь интерес к Мексиканской музыке у зрителя не утихает. В общем, здесь большое поле для творчества. Кроме того, готовлю совершенно новый для меня тип концерта – перформанс: декорации в виде инсталляций, частично театрализованное представление, там будут собраны разные направления творчества, показано разнообразие музыки, с которой работаю, будут задействованы и рисунки”.
Мы желаем Кириллу Попову постоянного самосовершенствования, вдохновения и сил для реализации всех задуманных проектов. Делимся отзывами публики:
“Очень радует цветовая палитра, очень интригует то, как сделаны эти работы». «Движение мысли начинается когда смотришь». «Неоднозначное восприятие – как в жизни, в зависимости от настроения». «Драматический музыкальный талант К. Попова отражается и в его художественных работах». Совсем неожиданно – фото ассоциируется с творчеством группы Гражданская оборона (одна работа – с песней «Прыг-скок»)”.